ДЕТСКАЯ РЕЧЬ - речь
детей дошкольного и младшего школьного возраста (примерно до 8 - 9 лет).
Систематическое изучение Д.Р. началось в сер. 19 в. В 1-й пол. 20 в. оно
велось в рамках психологии, гл. обр. в аспекте установления связи между
речевым и умственным развитием, и имело целью прежде всего предотвращение
речевой патологии. С сер. 20 в. Д.Р. изучается психолингвистикой на мат-ле
дневниковых записей спонтанной речи детей и результатов специально поставленных
экспериментов. Периоду Д.Р. предшествует лепет и гуление - предречевые
формы развития ребенка, во время к-рых формируются моторные возможности
органов, участвующих в порождении речи, определяются первые коммуникативные
проявления ребенка, происходит первичное становление сигнификативной функции
языка. К 2 - 3 годам фонемные структуры родного языка, как правило, полностью
освоены, но нормативная артикуляция часто еще не сложилась: в этот период
несформировавшиеся звуки в речи ребенка заменяются уже сформировавшимися,
обычно наиб. близкими к ним артикулеторно. Усвоение супрасегментной фонетики
предшествует усвоению сегментной и происходит еще на довербальных стадиях.
Формирование системы словоизменения определяется системой родного языка.
Частотные грамматические категории усваиваются раньше, чем редкие. Грамматика
ребенка в период становления носит гиперрегулярный характер, нормативные
формы могут заменяться ненормативными, но образованными по более частотным
моделям. Развитие синтаксиса происходит от двусловных высказываний к более
длинным, выделяются субъект, объект, предикат. Прежде всего усваивается
прямой порядок слов. После 3 лет в речи ребенка начинают появляться сложноподчиненные
предложения. В процессе усвоения системы словообразования ребенок проходит
период расширенного дет. словотворчества, заменяя имеющееся в языке слово
словообразовательной инновацией, созданной по определенной модели. До 5
лет в речи ребенка почти нет синонимических рядов (из-за твердого привязывания
названия к обозначаемому предмету или явлению). Позднее всего усваиваются
слова с отвлеченными и метафорическими значениями, фразеологизмы. Овладение
монологич. речью происходит на поздних этапах развития речевой способности.
В Д.Р. много черт, общих с речью в период ее распада (при афазии). Грамматика
Д.Р. имеет определенное сходство с грамматикой пиджинов. Изучение Д.Р.
важно не только для установления закономерностей развития ребенка, но и
для постижения общелингвистич. и психолингвистич. механизмов, реализующихся
в речи нормативных носителей языка. Данные, полученные при изучении онтогенеза
языка и речи, используются при построении теорий происхождения языка, при
исследовании языка в филогенезе. Традиция изучения Д.Р. в отеч. лингвистике
заложена А.Н. Гвоздевым, чей скрупулезный дневник наблюдений за речью сына
до сих пор является ценным, иногда единств. источником изучения становления
речи на рус. языке.
Лит.: Чуковский К.
И. От двух до пяти. М., 1958; Гвоздев Л. Н. Вопросы изучения детской речи.
М., 1961; От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений.
Саратов, 1981; Негневицкая Е. И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М., 1981.