РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В совр. философии и науке признаются и анализируются более мягкие и разнообразные формы Д., учитывающие не только причинно-следственные, но и основывающиеся на функциональных, системных и др. взаимодействиях, имеющих в т. ч. и случайный характер, связи и влияния (по принципу И. Пригожина - «порядок из хаоса», т. н. статистический Д.).
Одной из наиб. влиятельных разновидностей всеобщего Д. является Д. социальный. В монистических доктринах позитивизма социальный Д. использовали односторонне, находя конечную причину то в среде, то в физиологии человека, то в росте населения, то в его психологии и т. п. В плюрализме признавалась самодетерминация всех элементов социального целого им самим же. Марксизм строился на т. н. экономич. Д. (Н. Бердяев), согласно к-рому обществ. бытие (способ произ-ва, экономич. отношений) в конечном итоге определяет обществ. сознание и идеологич. надстройку, в свою очередь оказывающие существ. влияние на формирование экономич. базиса. В противовес Марксу, М. Вебер выдвинул идею о роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Против социального Д. в нач. 20 в. активно выступили представители неокантианства, обвиняя его в механистичности, фатализме и натуралистич. редукционизме. «Железным законам», принципу естественно-историч. необходимости истории противопоставлялись свобода воли и смысл истории. С учетом этой критики неопозитивисты признали старый, прямолинейный социальный Д. «в сущности дела, ненаучным» (В. Бехтерев), противопоставив ему понятие функциональной и статистич. связи. Попытку примирить телеологию с социальным Д. предпринимал Е. Де Роберти. Под его влиянием П. Сорокин предложил считать материализм и идеализм, индетерминизм и детерминизм в равной степени относительными и дополняющими друг друга принципами. Сорокин утверждал, что после успеха социального Д. в течение двух последних веков следует ожидать падения его популярности и вытеснение его на какое-то время индетерминизмом.
Парадоксальное рассуждение о логически непротиворечивом сочетании идеи жесткой детерминированности будущего с идеей свободы воли человека содержится в ст. «О свободе» рус. философа 1-й пол. 20 в. Л. Карсавина. Люди творят свое будущее, но Бог от века (в вечности) видит, к чему это приведет - будущее для Него в силу Его провидения известно во всех подробностях; иначе говоря: будущее дано и осуществлено с точки зрения вечности (Бога), а с точки зрения временности (параметр нашего, товарного, мира) оно свободно созидается.