ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО - область архитектуры, определяемая спецификой строит. материала - деревом.
Распространение в России обусловлено обилием строевого леса. Первые свайные
поселения относятся к эпохе неолита (Вологодская обл.). Остатки деревянных
построек 10 - 15 вв. сохранились в Старой Ладоге и Новгороде. Из дерева
на Руси строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан
и крестьян, хоз. постройки. Гл. конструктивная система построек - срубная.
К архаичной форме жилья относятся курные избы, отапливаемые беструбными
печами. Тип избы с печами сохраняется и в 20 в. Характерны избы с подклетом,
двором, вход в к-рый на 2-й этаж осуществляется по особому пандусу (Архангельская,
Вологодская обл., Карелия, Сибирь). Многообразны производств. постройки:
амбары, бани, риги. Вокруг жилых и хоз. построек, княж. и бояр. хором,
крупных монастырей возводились крепостные сооружения. Наивысший расцвет
Д.З. - культовые сооружения. Воен. планов церк. зданий заложены геометрич.
формы - квадрат, прямоугольник, восьмигранник, реже - шестигранник. Простейшие
культовые сооружения - часовни. Их основу составляет клеть, покрытая двускатной
крышей. Близки к часовням клетские церкви, широко распространенные на Руси
(Костромская, Вологодская, Владимирская и др. обл.). Основой композиции
шатровых церквей служил центральный объем в виде столпа и завершение с
шатровым покрытием (церковь Николы, Архангельская обл., 1600). Мн. шатровые
храмы отличались значит. высотой (до 50 м, Успенская церковь в с. Кондопога,
1774). Особую группу церквей составляют ярусные церкви, встречающиеся в
ср. полосе России. Наиб. распространен был тип церкви, где на четверик
ставились два яруса восьмериков, верхний завершался главкой, или на четверик
водружали три уменьшавшихся кверху восьмерика (Рождественская церковь в
с. Холмы Костромской обл., 1652).
Никольская церковь в селе Лявле Архангельской обл. 1589
Схема конструкции рубленой избы
Вершиной др.-рус. Д.З. стали
многоглавые церкви. Известно, что в 10 в. в Новгороде был возведен 13-главый
Софийский собор. Уникальным пам. многоярусной и многокупольной церкви является
22-главая Преображенская церковь в Кижах (1714). Для культового Д.З. Др.
Руси характерны и отдельно стоящие колокольни. Они подразделяются на четвериковые
и восьмериковые. Колокольни в осн. венчают шатры и главки. В пам. Д.З.
ярко проявились нац. черты рус. культуры. Кон. 19 - нач. 20 вв. знаменует
новый этап в развитии Д.З. России, связанный с неорус. направлением в архитектуре
и стилем модерн. Во 2-й пол. 20 в. Д.З. ограничено типами жилого стр-ва
и хоз. построек, заметно снижается уровень строит. мастерства. В 1980 -
90-х гг. расширение садоводства и огородничества вызывает к жизни интерес
к Д. 3., освоению опыта стр-ва прошлого.
Лит.: Маковецкий Н.
В. Архитектура рус. нар. жилища. М., 1962; Рус. деревянное зодчество: (Альбом).
М., 1966; Ильин М. А. Рус. шатровое зодчество. Памятники середины XVI в.
М., 1980; Ополовников А. В. Рус. деревянное зодчество. М., 1983; Лисенко
Л. М. Дерево в архитектуре и скульптуре славян. М., 1987.