РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДЕРЕВЦЕ ОБРЯДОВОЕ

ДЕРЕВЦЕ ОБРЯДОВОЕ

ДЕРЕВЦЕ ОБРЯДОВОЕ ДЕРЕВЦЕ ОБРЯДОВОЕ деревце, срубленное или (реже) растущее, обычно украшенное, фигурирует во многих обрядах, как календарных, так и семейных. Сюда относится прежде всего березка, которую завивают (т. е. из ее веток делают венки) в обрядах на троицкой неделе. И термины и обрядовые действия напоминают о ритуалах с др. растительными символами: последний сноп, николина (велесова и т. п.) борода. Европ. традиции «майского дерева» в России не было, но нек-рые весенние ритуалы так или иначе связаны с деревьями (напр., веснянки в нек-рых местах поют с возвышенностей, с крыш или с деревьев). Особый вариант Д.О. - срубленное и украшенное дерево, представляющее собой один из вариантов свадебной красоты. Здесь тоже обнаруживаются мотивы общие, в частности, с последним снопом (красоту могут, напр., хранить после обряда за или под образами). По крайней мере, в песнях красоту могут разбрасывать по полям - ср. календарные обряды, в к-рых деревце может выступать как простейшая форма обрядового чучела (в частности, ветка дерева - «кукушка» в обряде «похороны кукушки»), хотя обычно чучело делают более «миметическим». В конечном счете этот символ отражает мифологич. мировое дерево (так, свадебное использование деревца базируется на представлении об изоморфности или даже тождестве мирового дерева как модели вселенной - человеку, микрокосму).

Особняком стоит такое календарное дерево, как рождественская (позже - новогодняя) елка. При всем несомненном мифологизме этого обряда нужно учесть, что в России, как и в Вост. Европе, он является очень поздним заимствованием (не ранее 19 в.). При этом в России, в отличие, напр., от Словакии, этот обряд остался чисто городским и не попал в деревню, где мог бы обрасти новыми мифологич. и ритуальными ассоциациями. Ср. намеренную архаизацию (или фольклоризацию) у Б.Л. Пастернака: «Надо, чтоб елкою святочной / Вечность средь комнаты стала» («Зимние праздники»), ср. и нек-рую «ритуализацию» в назв. рассказа Ф.М. Достоевского «Елка и свадьба».