ДЕНИСОВ Эдисон Вас. (1929-96)
- композитор, музыковед. Окончил Томское муз. уч-ще (1950, класс фп.),
механико-математич. ф-т Томского унта (1952 ), Моск. коне. (1956, класс
фп. у B.C. Белова и курс композиции у В.Я. Шебалина), аспирантуру (1959).
С 1960 - педагог Моск. конс. Д. - один из лидеров авангарда. Стилевые
черты творчества Д. - рафинированный эстетизм и стремление к этическому
началу. Из композиторов европейского авангарда Д. особенно близок к позднему
А. Веберну и П. Булезу. В стиле, близком к Булезу (пуантилизм и линейная
сонористика), написана кантата «Солнце инков» (1964), принесшая Д. мировую
славу. Этапным соч. стали «Плачи» для сопрано, ударных и фп. (1968), воссоздающие
древний похоронный обряд, в к-ром Д. объединил распев вокальной партии
с пуантилизмом сопровождения. В вокальных и инструментальных ансамблях
60-х гг. Д. экспериментально разрабатывает принцип сонорно-тембровой драматургии:
«Канты Катула» (1963), «Итальянские песни» на слова Блока (1964), «Crescendo
и diminuendo» для арфы и 12-ти струнных (1965), «Пять историй о господине
Кейнаре» на слова Б. Брехта (1966), «Ода» для кларнета, баритона и ударных
(1968), «Романтическая музыка» для инструментального ансамбля (1968), «D-S-C-H»
для кларнета, тромбона, виолончели и фп. (1969). Роль сонористики еще более
возрастает в концертах 70 - 80-х гг.: виолончельном (1972), фортепианном
(1974), флейтовом (1975), скрипичном (1977), для саксофона (1977), для
флейты и гобоя (1979), для флейты и виолончели (1982) и для альта (1988).
Скрипичному и особенно альтовому концертам присущи черты драматизма, свойственного
и романсам («Листья» на слова С. Танцера, 1978; «Боль и тишина» и «На повороте»
на слова О. Мандельштама, 1979; «Пять стихотворений Баратынского»), подготовившим
одно из значительных соч. Д. - «Реквием» на тексты поэмы Танцера. Реквием
открывает новый период в творчестве Д., связанный с философско-религ. мотивами:
Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная симфония (1982), Вариации
на тему Й. Гайдна «Tod ist ein Langer Schlaf» для виолончели с оркестром
(1982), Вариации на тему хорала Баха «Es ist Genug» для альта и фортепиано
(1984). Резюмирующим моментом в творчестве Д. явился поворот к православной
духовности, нашедший выражение в произв. на стихи Б. Пастернака «Рождественская
звезда» (1989), в трех отрывках из Нового Завета для контратенора, двух
теноров, баритона, флейты и виолончели (1989). «История жизни и смерти
Господа нашего Иисуса Христа» на тексты Нового Завета и православной литургии
(1994) - это монументальное творение в 7-ми частях.
Д. - автор ряда статей о
творчестве соврем. композиторов.
Соч.: Струнные квартеты
Белы Бартока // Музыка и современность. М., 1965. Вып. 3; Заметки об оркестровке
Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович: Сб. М., 1967; Додекафония и проблемы
совр. композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып.
6; Стабильные и мобильные элементы, музыкальные формы и их взаимодействие
// Теоретич. проблемы муз. форм и жанров: Сб. ст. М., 1971; Сонатная форма
в творчестве С.С. Прокофьева // С.С. Прокофьев: Ст. и материалы. М., 1972;
Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982; Современная музыка
и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.
Лит.: Холопов Ю. Н.,
Ценова В.С. Эдисон Денисов. М., 1993.