РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДЕНИСОВ Эдисон Вас.

ДЕНИСОВ Эдисон Вас.

ДЕНИСОВ Эдисон Вас. ДЕНИСОВ Эдисон Вас. (1929-96) - композитор, музыковед. Окончил Томское муз. уч-ще (1950, класс фп.), механико-математич. ф-т Томского унта (1952 ), Моск. коне. (1956, класс фп. у B.C. Белова и курс композиции у В.Я. Шебалина), аспирантуру (1959). С 1960 - педагог Моск. конс. Д. - один из лидеров авангарда. Стилевые черты творчества Д. - рафинированный эстетизм и стремление к этическому началу. Из композиторов европейского авангарда Д. особенно близок к позднему А. Веберну и П. Булезу. В стиле, близком к Булезу (пуантилизм и линейная сонористика), написана кантата «Солнце инков» (1964), принесшая Д. мировую славу. Этапным соч. стали «Плачи» для сопрано, ударных и фп. (1968), воссоздающие древний похоронный обряд, в к-ром Д. объединил распев вокальной партии с пуантилизмом сопровождения. В вокальных и инструментальных ансамблях 60-х гг. Д. экспериментально разрабатывает принцип сонорно-тембровой драматургии: «Канты Катула» (1963), «Итальянские песни» на слова Блока (1964), «Crescendo и diminuendo» для арфы и 12-ти струнных (1965), «Пять историй о господине Кейнаре» на слова Б. Брехта (1966), «Ода» для кларнета, баритона и ударных (1968), «Романтическая музыка» для инструментального ансамбля (1968), «D-S-C-H» для кларнета, тромбона, виолончели и фп. (1969). Роль сонористики еще более возрастает в концертах 70 - 80-х гг.: виолончельном (1972), фортепианном (1974), флейтовом (1975), скрипичном (1977), для саксофона (1977), для флейты и гобоя (1979), для флейты и виолончели (1982) и для альта (1988). Скрипичному и особенно альтовому концертам присущи черты драматизма, свойственного и романсам («Листья» на слова С. Танцера, 1978; «Боль и тишина» и «На повороте» на слова О. Мандельштама, 1979; «Пять стихотворений Баратынского»), подготовившим одно из значительных соч. Д. - «Реквием» на тексты поэмы Танцера. Реквием открывает новый период в творчестве Д., связанный с философско-религ. мотивами: Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная симфония (1982), Вариации на тему Й. Гайдна «Tod ist ein Langer Schlaf» для виолончели с оркестром (1982), Вариации на тему хорала Баха «Es ist Genug» для альта и фортепиано (1984). Резюмирующим моментом в творчестве Д. явился поворот к православной духовности, нашедший выражение в произв. на стихи Б. Пастернака «Рождественская звезда» (1989), в трех отрывках из Нового Завета для контратенора, двух теноров, баритона, флейты и виолончели (1989). «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» на тексты Нового Завета и православной литургии (1994) - это монументальное творение в 7-ми частях.

Д. - автор ряда статей о творчестве соврем. композиторов.

Соч.: Струнные квартеты Белы Бартока // Музыка и современность. М., 1965. Вып. 3; Заметки об оркестровке Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович: Сб. М., 1967; Додекафония и проблемы совр. композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Стабильные и мобильные элементы, музыкальные формы и их взаимодействие // Теоретич. проблемы муз. форм и жанров: Сб. ст. М., 1971; Сонатная форма в творчестве С.С. Прокофьева // С.С. Прокофьев: Ст. и материалы. М., 1972; Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982; Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

Лит.: Холопов Ю. Н., Ценова В.С. Эдисон Денисов. М., 1993.