РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (День Яхве; День гнева, День Страшного Суда) - одно из центр. понятий Библии и христ. религии. Представление о Д.Г. определяется понятием Суда.

Первые сведения о Д .Г. относятся в В. Завете к сер. 8 в. В период последнего расцвета Израильского (Северного) царства, при усилении религиознополитич. иллюзий, Д.Г. в нар. представлении - «день света» для избранного народа, когда явится Бог и поразит всех врагов Израиля. Напротив, для пророка Амоса, Д.Г. - не день торжества Израиля, но день Суда над ним («Горе желающим дня Господня!., он - тьма, а не свет!», Ам 5:18; 8:9-10). Избранничество Израиля - не привилегия, но великая духовная ответственность пред всеми «племенами земными» (Быт 12:3), связанная с получением Откровения, к-рое должно храниться до наступления «полноты времен» (Гал 4:4) и быть критерием в личной и обществ. жизни (см. Лк 12:48). Израиль, не выполнивший возложенной на него миссии, будет поражен, и лишь для благочестивого «остатка» этот День станет днем духовного торжества (Ам 5:15; 9:8-10; Ис 4:3).

У пророка Софонии (ум. ок. 625), жившего в период общемировых потрясений (закат Ассирии, появление новых народов и цивилизаций), религ. кругозор расширяется: в ист. катаклизмах он усматривает знамение грядущего Страшного Суда Господня, распространяющегося на все народы. В преддверии этого дня человек должен испытать свою совесть, чтобы не быть испепеленным огнем Гнева. «День гнева - день сей, день скорби и тесноты...» (Соф 1:15). (Образы космич. катастрофы Софонии легли в основу гимна «Dies Irae, Dies ille...», написанного ок. 1200 католич. монахом Фомой из Челано и вошедшего в состав заупокойной литургии - Реквиема.) Пророк Малахия (5 в. дон. э.) возвестил, что наступлению Д.Г. будет предшествовать явление великого Вестника (Ангела Яхве) - нового пророка Илии (Мал 3:1:4:5). Им стал Иоанн Креститель.

В Новом Завете Д.Г. означает День Христов; однако здесь, в земной истории, положено лишь начало его полному осуществлению в неведомый людям день Второго Пришествия ( Деян 1; 11; Мф 24:42 ). С возникновением церкви в день Пятидесятницы многие думали, что Христос вернется немедленно или очень скоро (1 Фес 4:13; 2 Фее 3:6, 10). Вскоре стало ясно, что Второе Пришествие медлит. но не отменяется (2 Петр 3:10 и др.). В то же время ожидание конца истории не должно заслонять от верующего значение Воскресения Христова и Пятидесятницы: через них Христос уже во Славе, и потому христиане живут в сиянии Его Дня. Уже в апостольское время «Днем Господним» стал именоваться первый день недели (Откр 1:10; 1 Кор 16:2; Деян 20:7), т. е. воскресенье. Каждый раз он заставляет верных переживать величайшую в земной истории реальность Воскресения Христова, объединяет их с Ним в торжественно совершаемой Евхаристии и обращает к ожиданию Его пришествия во славе (1 Кор 11:26). «Гряду скоро! Аминь. Эй, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20).

Лит.: Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965. С. 50 - 57; СветлевЭ. [прот. А. Мень]. Вестники ЦарстваБожия. Брюссель, 1972. С. 64-76, 216-220.