РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Нормативным вариантом античной Д. является Афинское гос-во 5 - 6 вв. до н. э., однако формы Д., часто в фиктивном плане, имелись практически в любом античном об-ве, включая такие недемокр. об-ва, как Спарта и Рим. Особенностью античной и вообще ранней Д. была вызванная малыми размерами гос-в возможность регулярного прямого участия всего гражд. коллектива в управлении и, как частичное следствие этого, слабость представит. принципа. Отличит. признаками этого типа Д. были относит. неразвитая система прав человека, сильная степень подчинения личности гос-ву, сравнит. слабость представит. принципа и исключение из числа полноправных лиц большей части населения (рабы, иммигранты, женщины), что делало античную Д. Д. меньшинства, приспособленной только к малым замкнутым объединениям. Эта неразвитость вела и к большой роли демокр. лидеров, причем нек-рые из них сближались с лидерами авторитарного типа. Такого рода тип Д. имел место и в городах Др. Руси (Новгороде, Пскове), а в новое время он стал прообразом будущего полит. устройства для социалистов, в конечном счете ведя к тоталитарному об-ву.
Второй, более развитый тип Д., основ. на приоритете личности, личных прав и свобод, над интересами совокупного народа и гос-ва, утвердился в Зап. Европе Нового времени и представлял высший идеал для рус. либерализма, однако отвергался не только социал-демокр. крылом «освободит. движения», но и консервативными представителями рус. обществ. мысли. Если первые видели в либерализме покушение на «самодержавие народа», то последние, наоборот, усматривали угрозу индивидуалистич. и анархич. разрушения традиционных основ рус. об-ва и гос-ва, чреватого катастрофой и для самого либерализма. Консервативные мыслители (Л. Тихомиров, И. Ильин и др.) осознали универсальное значение демокр. момента, так или иначе должного присутствовать во всяком здоровом обществ. строе, и относит, ценность Д. (как одного из способов выдвижения лучших людей к правлению), ее подчиненность более высоким религ., этическим, культурным и нац. ценностям. Лит.: Тихомиров Л. Демократия либеральная и социальная. М., 1896; Ковалевский М. М. Происхождение современной демократии. М., 1895. Т. 1, 1896. Т. 4; Соколов К. Н. Парламентаризм. Опыт правовой теории парламентского строя. СПб., 1912; Котляревский С. А. Проблема правового государства. М., 1915; Ильин И. А. Наши задачи: Ст. 1948 - 54. Париж. 1956.