РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ

ДЕМОКРАТИЯ ДЕМОКРАТИЯ (греч. 'народовластие' от - «народ» и - «власть») - форма республиканского гос-ва, при к-рой верховная власть принадлежит народу и осуществляется им путем непосредств. волеизъявления на нар. собрании (прямая Д.) или косвенно через выборы доверенных лиц (представит. Д.). Исторически определились два типа Д. 1. Общинная (общенародная), базирующаяся на подчинении личности коллективу, меньшинства большинству. 2. Либеральная, основанная на приоритете личности, личных прав и свобод над интересами совокупного народа и гос-ва. Зачаточная форма первого типа Д. имела место в первобытных об-вах, однако в наиб. полном варианте основные ее принципы сформировались в античности. Это верховенство народа, олицетворяемое нар. собранием, принятие решения большинством голосов, при их равной значимости, юрид. равенство граждан, выборность всех (или подавляющего большинства) должностных лиц и членов гос. советов посредством прямых выборов, право каждого полноправного гражданина выступать в нар. собрании с любым предложением и заявлением, а также претендовать на любые гос. должности, свобода слова и критики любого лица в собрании народа.

Нормативным вариантом античной Д. является Афинское гос-во 5 - 6 вв. до н. э., однако формы Д., часто в фиктивном плане, имелись практически в любом античном об-ве, включая такие недемокр. об-ва, как Спарта и Рим. Особенностью античной и вообще ранней Д. была вызванная малыми размерами гос-в возможность регулярного прямого участия всего гражд. коллектива в управлении и, как частичное следствие этого, слабость представит. принципа. Отличит. признаками этого типа Д. были относит. неразвитая система прав человека, сильная степень подчинения личности гос-ву, сравнит. слабость представит. принципа и исключение из числа полноправных лиц большей части населения (рабы, иммигранты, женщины), что делало античную Д. Д. меньшинства, приспособленной только к малым замкнутым объединениям. Эта неразвитость вела и к большой роли демокр. лидеров, причем нек-рые из них сближались с лидерами авторитарного типа. Такого рода тип Д. имел место и в городах Др. Руси (Новгороде, Пскове), а в новое время он стал прообразом будущего полит. устройства для социалистов, в конечном счете ведя к тоталитарному об-ву.

Второй, более развитый тип Д., основ. на приоритете личности, личных прав и свобод, над интересами совокупного народа и гос-ва, утвердился в Зап. Европе Нового времени и представлял высший идеал для рус. либерализма, однако отвергался не только социал-демокр. крылом «освободит. движения», но и консервативными представителями рус. обществ. мысли. Если первые видели в либерализме покушение на «самодержавие народа», то последние, наоборот, усматривали угрозу индивидуалистич. и анархич. разрушения традиционных основ рус. об-ва и гос-ва, чреватого катастрофой и для самого либерализма. Консервативные мыслители (Л. Тихомиров, И. Ильин и др.) осознали универсальное значение демокр. момента, так или иначе должного присутствовать во всяком здоровом обществ. строе, и относит, ценность Д. (как одного из способов выдвижения лучших людей к правлению), ее подчиненность более высоким религ., этическим, культурным и нац. ценностям. Лит.: Тихомиров Л. Демократия либеральная и социальная. М., 1896; Ковалевский М. М. Происхождение современной демократии. М., 1895. Т. 1, 1896. Т. 4; Соколов К. Н. Парламентаризм. Опыт правовой теории парламентского строя. СПб., 1912; Котляревский С. А. Проблема правового государства. М., 1915; Ильин И. А. Наши задачи: Ст. 1948 - 54. Париж. 1956.