РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Д. может быть выполнен как в материале осн. отделки (резьба по камню, дереву на гладком фоне того же материала, набивной рисунок на ткани), так и в любом ином (накладки, панно, рисунок), обычно заполняет композиционно важные зоны структуры (напр., фриз, десюдепорт, центр), но может распространяться по всей поверхности. Особенности Д. определяются стилем эпохи, и в то же время сам Д. участвует в формировании стиля.
Главная культурная функция Д. предполагает его преим. изобразительный характер и тип применяемых знаков: они обычно принадлежат универсальным языкам культуры. В европ. и рус. иск-ве нового времени это персонажи и сцены античной мифологии, Св. Писания, выступающие как аллегории; атрибуты, эмблемы, цветы, образующие особый язык культуры и т. п. В этой функции могут выступать пейзажи, трактуемые как символические, изображения историч. событий и лиц, ставших культурными символами (но само слово «Д.» в отношении историч. сцен и тем более портретов не применяется). Типичным средством передачи структурных функций Д. во все времена был орнамент. Неизобразительный Д. - напр., вставки или рамки др. материала, цвета или тина обработки - применяется как средство организации структуры и может обретать вторичные значения. Словом «Д.» не принято называть объемные архитектурные элементы (шпиль, купол, колонну) и круглую скульптуру (напр., на фронтоне здания), хотя все они функционально схожи с Д.
Смена парадигм европ. культуры
в сер. 19 в. повлекла за собой частичную десемантизацию изобразительного
Д., в к-ром при этом продолжают применяться и традиц. мотивы и сюжеты.
В совр. словоупотреблении Д. обычно означает украшение как таковое, безотносительно
к наличию смысла, а слово «декоративный» («украшающий») может приобретать
негативный оттенок (излишества, маскировки и т. п.). См. Декоративно-прикладное
искусство.