РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДЕКЛАМАЦИЯ

ДЕКЛАМАЦИЯ

ДЕКЛАМАЦИЯ ДЕКЛАМАЦИЯ (лат. declamatio - упражнение в красноречии) - публичное произнесение стихов и прозы как иск-во; включает также жест и мимику. В Др. Риме Д. - упражнение в красноречии как элемент ораторского иск-ва. Д. условно может быть названо иск-во чтения поэтич. произв. в архаич. обществах, передававших их только или гл. обр. в устной традиции, позднее - иск-во проповеди и иной публичной речи. Изменение соотношения устной и письм. речи в Новое Время, связанное с изобретением книгопечатания и развитием письм. форм коммуникации, сформировало Д. как компонент прежде всего сценич. иск-ва.

В т-ре эпохи Классицизма, драматургия к-рого была преимуществ. стихотворной, сформировалось понятие Д. как поведения актера. Понимание Д. классицизмом обусловлено абсолютным приматом слова в театр.-драматич. иск-ве, ориентацией его на логич. структуру высказывания. В Классицизме слово было звуковым жестом, действием, синтаксис определялся логикой мысли, соответственно представлениям о разумности бытия, торжестве разума над страстью, поэтому классицистский т-р построен на соединении иск-ва Д. как красноречия и зрелищного иск-ва декораций и сценич. эффектов. Отвечавшая классицизму манера Д. как сценич. речи воспринималась описателями следующих поколений как «завывающая», распевная, условная, следующая интонацией не синтаксич. структуре и смыслу слов, а ритму стихов (прежде всего александрийского стиха, принципиально довольно монотонного и уравнивающего ритмич. вариации). Соответственно ритму стиха и логике высказываний строились также статичные мимика, жесты, позы актеров.

Принципы Классицизма, разработанные во Франции 17 в., оказали влияние на все жанры литературы в России 18 в., войдя составной частью в творчество поэтов, принадлежавших духовно Барокко, Рококо, Сентиментализму. Поэзия 18 в. принципиально ориентирована на устное воплощение, и письм. форма была технич. стороной ее существования. Ю.Н. Тынянов показал ораторский характер основного жанра поэзии 18 в. - оды, - предполагавшей торжеств. Д. ее в дворцовых интерьерах (первейшего одописца М.В. Ломоносова - в залах В.В. Растрелли), хотя реально оды обычно не читались, но подносились в письм. виде во время празднеств.

Становление Романтизма изменило принципы Д., основой к-рой стал принцип свободы актерского вдохновения и чувства, эмоциональная, а не логич. орг-ция речи. Многочисл. мемуары о Д. эпохи Романтизма указывают на высокую эмоциональность Д., с трудом поддающуюся пересказу. В эпоху Романтизма в основе Д. остается стихотв. ритм, чрезвычайно умноживший число своих форм. Важнейшей чертой Д. эпохи Романтизма было сосуществование собственно театральной Д. с салонной, исполнявшейся не столько актерами, сколько самими поэтами. Активное участие столичных поэтов в театральных постановках обеспечивало единство принципов Д.

История Д. с сер. 18 до нач. 20 вв. отражает эволюцию лит-ры и мировоззрения в целом от Классицизма к Романтизму, затем к Реализму, и далее к Символизму. Каждое новое поколение воспринимало Д. предыдущей эпохи как фальшивую, напыщенную и искало новые ее формы, отражающие, по его мнению, истинную жизнь. Слово «театральность» часто становилось ругательством у самих деятелей т-ра, и более всего было дискредитировано слово «Д».

С развитием Реализма в драматургии и распространением прозаич. драмы как основного жанра в театральном репертуаре Д. радикально изменилась. С сер. 19 в. ее определял не поэтич. ритм, а интонация литературно преображенной разговорной речи. Термин Д. во времена А.Н. Островского означал выразит. худож. чтение, основанное на интонационной передаче высказываний, соответственно значению слов и речевым характеристикам персонажей. С 1840-х гг. устраиваются публичные лит. чтения - концерты, в которых актеры исполняли стихотворные, а позже и прозаич. произв.: на основе Д. начинает рождаться особое иск-во. В связи с широким распространением любительского исполнения поэтич. текстов появляются школы актерского иск-ва и теоретич. разработки основ выразит. речи. Начиная с педагогич. деятельности П. М. Садовского, иск-ву «выразит. слова» было посвящено множество педагогич. трудов и исследований, во многом оставшихся бесценными источниками сведений о фонетич. и парафонетич. св-вах живой речи. Они особ. распространились в связи с появлением жанра эстрадного исполнения прозы, и еще более - в лит. напряженной жизни «серебряного века», с возрождением салонов и поэзии, распространением авторского публичного исполнения стихов, появлением средств звукозаписи.

Одновременно методы обучения Д. становятся и методами обучения пониманию лит. произв. через сто выразит. чтение. Среди выдающихся исследователей и педагогов Д. можно назвать В.В. Сладкопевцева, В.П. Шереметевского, В. П. Острогорского, С.М. Волконского; крупнейшими исполнителями 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. были М.С. Щепкин (инициатор публичных лиг. чтений, 1843), М.Н. Ермолова, П.А. Никитин (1836 -80), устраивавший лит. концерты в 1850-х гг., И.Ф. Горбунов, создавший свой репертуар из сочинявшихся им сценок быта, чтец-любитель педагог А.Ф. Бардовский (1857 - 1918), чтец-любитель психиатр В.В. Чехов, актеры В.И. Качалов, О.Э. Озаровская, В.Н. Андреев-Бурлак, В.В. Максимов (1880-1937), А.А. Закушняк.

В начале 20 в. поиски новых поэтич. ритмов и активность поэтов как исполнителей собств. стихов возродили отчасти понимание поэзии как принципиально устной формы словесного иск-ва, вступив в конфликт со сложившейся актерской реалистич. интерпретацией стихотворных текстов. Этот конфликт существует с тех пор 100 лет и проявляется в ритмич. чтении поэтов и демонстративно антиритмич. чтении актеров, стремящихся исполнять стихи, полностью игнорируя специфику стихотворного текста. К началу 20 в. относятся также первые экспериментально-фонетич. исследования особенностей стиховой речи, стиховой интонации (С.И. Бернштейн, «Голос Блока» и др.).

Слово «Д.» стало ругательством вследствие деятельности К.С. Станиславского и ее интерпретации как «системы» в сов. время. Главное для Станиславского представление - о «подтексте», о существовании внутр. действия, лишь косв. отраженного в словах, - породило требование порождения сценич. речи не из текста, а из его интерпретации. Эта идея, вполне символистского толка, была созвучна исканиям писателей и мыслителей эпохи Модерн и, в частности, А.П. Чехова, весьма односторонне интерпретированного в постановках МХТ. Во времена разработки К.С. Станиславский был одним из мэтров, но не иконой в сценич. иск-ве, и творчество многих вышеназв. исследователей, педагогов и исполнителей сосуществовало во времени с его подходом. Будучи канонизирована в сов. время, концепция сценического искусства Станиславского, чьи символистские источники игнорировались и, видимо, не осознавались, была в свою очередь интерпретирована в духе соц. реализма. Это привело в итоге к значительным утратам традиций иск-ва выразит. речи. Хотя одноврем. с 1920-х гг. активно развивалось иск-во худож. чтения, ставшее новым периодом иск-ва Д. и поддержанное задачами культ. просвещения, распространением звукозаписи и радио.