ДЕКАБРИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - творчество участников декабрист. движения (А.А. Бестужев, Ф.Н. Глинка,
П.А. Катенин, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, В.Ф. Раевский, К.Ф. Рылеев
и др.), а также ряда близких к ним писателей, не входивших в рев. орг.
(Н.И. Гнедич, О.М. Сомов и др.). При всех индивид. различиях этих авторов
можно говорить о единстве идейно-худож. принципов Д.Л., отразившей социально-политич.,
филос. и эстетич. идеи движения. Признавая огромное обществ. значение лит-ры,
декабристы - дети века Просвещения - видели в ней прежде всего средство
пропаганды передовых взглядов, воспитания современников в духе идеалов
гражданственности и патриотизма. Отсюда их стремление осуществлять рук-во
лит. движением, подчинить своему влиянию лит. орг-ции («Вольное общество
любителей российской словесности», кружок «Зеленая лампа» и др.) и периодич.
издания («Полярная звезда», «Мнемозина», «Соревнователь просвещения и благотворения»,
«Сын отечества», «Невский зритель» и т. д.). Отсюда попытки реставрации
«высоких» жанров лит-ры прошлого - оды, трагедии, псалмодической лирики.
Отсюда характерная для Д.Л. политически окрашенная трактовка проблемы личности,
историч. и нац. темы, темы иск-ва. Представления о высокой гражд. миссии
писателя - основа декабрист. оценки совр. лит. явлений (критика элегической
школы, первой главы «Евгения Онегина», восторженное отношение к «Горю от
ума»). Специфика худ. творчества декабристов - в совмещении рационалистич.
традиций «просветительского классицизма» с нарастающими романтич. тенденциями
новой эпохи. На скрещении этих линий возникло направление, получившее определение
«революционный (гражд.) романтизм». После 1825 Д.Л. перестала существовать
как широкое и цельное явление, однако ее идеи и принципы нашли продолжение
и развитие в деятельности В.К. Кюхельбекера, Н.А. Бестужева, А.И. Одоевского
и др.; она оказала воздействие на творчество раннего М.Ю. Лермонтова, А.И.
Полежаева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева и проч.