ДЕИЗМ - общая характеристика
ряда религиозно-филос. концепций, доктрин и теорий, построенных на понятии
Бога, к-рый творит мир, но после этого больше не вмешивается в жизнь сотворенного.
Родоначальником Д. считается лорд Чербери. Метафизич. обоснование его принципов
можно обнаружить у Р. Декарта. Жестко различая три субстанции - Бога (совершенство),
протяжения и мышления, Д. представил их как актуально-бесконечное, конечное
и потенциально-бесконечное. Только в сотворенном, а значит. конечном и
законосообразном мире имеют смысл законы механики (сохранения импульса),
по к-рым, как был убежден Р. Декарт, существует Вселенная. Бог творит материю
из ничего и сообщает ей опред. кол-во силы. Последняя не убывает и не прибавляется,
ею и живет мертвая сама по себе материя. Сведение провиденциальной роли
Бога к «первотолчку» в сочетании с пониманием материи как механизма оказалось
настолько приемлемым для обществ. сознания эпохи, что сделало Д. органически
вписавшейся в структуру гуманистич. Просвещения идеологией, рельефно выразившей
в религ., этим., соц.-полит., космологич., филос. и др. формах дух новоевроп.
рационализма. Ф. Вольтер, Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Ньютон,
Г. Лейбниц, М.В. Ломоносов, ряд англ. материалистов, Д. Локк, Д. Юм, А.
Шефтсбери, Д. Тиндаль, А.Н. Радищев, мн. декабристы в той или иной форме
исповедовали Д. или склонялись к нему.
Д. сущностно противоположен
пантеизму, являясь своеобразной вариацией теизма - Бог не только принципиально
трансцендентен миру, он даже и не «появляется» в нем через свою волю, замысел,
энергию (фактически мир оказывается «безбожным», «безблагодатным»). В рамках
теизма Д. был протестом против господства идеи божеств. предопределения
и потому своеобразным решением проблемы свободы воли. В этом плане Д. -
порождение христ. культуры Запада. Более радикальным шагом стал атеизм,
в частности - франц. материалистов, к-рому историч. соответствовала полная
эмансипация естествознания, утрата им зависимости от религии и теологии.
Вера в детерминизм супранатуралистич. сменилась верой в детерминизм естественный.
П. Лаплас, оформивший идею последнего в терминах механики, так ответил
Наполеону Бонапарту, удивленному отсутствием Бога в его науч. системе мирозданий:
«Сир, я не нуждался в подобного рода гипотезе».