ДЕЙСТВЕННЫЙ ТАНЕЦ - танцевально-муз.
форма, органически связанная с развитием балетного сюжета. Д.Т. в 18 в.
был основой пантомим. балетов. Пантомима в них главенствовала, но окрашивалась
танцевальной пластикой. В эпоху балетного романтизма, подчиняясь процессам
усложнения и совершенствования классич. танца, симфонизации музыки, Д.Т.
приобрел структуру танцевальной сюиты. К кон. 19 в. в балетах М. Петипа
окончательно сложилась форма Д.Т. - pas d'action (фр.), состоящая из антре
(фр. entree - выход), представляющего всех участников, адажио героев в
сопровождении корифеев и кордебалета, вариаций и коды. В 1930-е гг. Д.Т.
как сплав пантомимы и танца становится в сов. балете осн. средством создания
хореодрамы. В кон. 1950-х гг. пантомима в балетах Ю.Н. Григоровича и И.Д.
Бельского была окончательно растворена в танце, что дало возможность приблизить
балет к его муз. природе и строить хореографич. драматургию подобно муз.-симфонич.
Д.Т. характерен для балета амер. балетмейстера Дж. Баланчина, выходца из
России.