ДЕ РОБЕРТИ (де Кастро
де ла Серда) Евг. Вал. (1843-1915) - философ и социолог, назв. современниками
«пламенным позитивистом». Воспитанник Александровского лицея. Слушал курсы
в ряде заруб. ун-тов. Один из пионеров рус. социологии («Политико-экономич.
этюды». СПб., 1869), подвергался критике со стороны др. ее зачинателей,
напр. П.Л. Лаврова. После цензурных запретов (гл. Св. Синода К.П. Победоносцев
потребовал двойной цензуры, светской и дух., для соч. Д.Р.) перебралсяв
Париж, гдестал чл. местного Об-ва социологии, активно сотрудничая в позитивистских
журн. Участник первых пяти мир. конгрессов социологии. Мн. печатался по
проблемам совр. философии, этики и социологии на франц. яз. Работы Д.Р.
внимательно рецензировались в рус. печати, нек-рые переводились - «Новая
постановка основных вопросов социологии» (1909), «Понятия и законы вселенной»
(1914). Вместе с другом, М.М. Ковалевским, участвовал в орг-ции Рус. школы
общественных наук в Париже и первой отеч. социологич. кафедры Психо-неврологич.
ин-та. Д.Р. - сторонник «социального психизма», напоминающего в исходных
посылках социологизм Э. Дюркгейма. Прошел все стадии эволюции социологич.
позитивизма от О. Конта до новейших форм - энергетизма, махизма и др. Был
сторонником «почетного компромисса» всех школ позитивизма. К марксизму
и неокантианству относился резко негативно. Обществ. жизнь (или «надорганическое
явление») есть по Д.Р. особое проявление мир. энергии - «социальный психизм»,
к-рый конкретизируется в огромном многообразии психич. взаимодействий людей,
среди них наиболее важными являются «социальные действия», к-рые придают
системность, организованность и законосообразность «надорганич.» миру.
Адекватное знание этих характеристик - путь к успешному предвидению и рациональным
соц. реформам, а не стихийному приспособлению. Основным социологич. законом
Д.Р. считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов
неорганич. знания как исходной функции социума (или коллективного психич.
опыта); мировоззрения (философии, религии) как функции знания; искусства
как функции мировоззрения; практич. деятельности (экономики, политики,
технологии и т. п.) как функции всех ранее перечисленных видов. Полагая,
что «Социальный психизм» пронизывает все построение, Д.Р. настойчиво защищал
социологии, монизм идеалистич. толка. В свете вычлененных им зависимостей
он ставил множество конкретных вопросов - о технике, творчестве, любви,
свободе, личности и др. В посл. годы сводил общую теорию социологии к этике,
основываясь на признании универсальности этич. норм. Оказал большое влияние
на представителей социологич. неопозитивизма (П. Сорокин, А. Звоницкая;
кстати, Д.Р. - автор данного термина). По политич. взглядам Д. Р. - кадет
умер. толка. Самодержавный деспотизм оценивал как варварство, предлагая
самодержавию жесткие конституц. рамки.
Соч.: Социология.
СПб., 1880; Прошедшее философии. М., 1886. Т. 1-2.
Лит.: Ковалевский
М. М. Страница из истории нашего общения с западной философией // Вестник
Европы. 1915. № 6. Социологич. мысль в России. Л., 1978.