РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДЕ РОБЕРТИ (де Кастро
де ла Серда) Евг. Вал.

ДЕ РОБЕРТИ (де Кастро де ла Серда) Евг. Вал.

ДЕ РОБЕРТИ (де Кастро
де ла Серда) Евг. Вал. ДЕ РОБЕРТИ (де Кастро де ла Серда) Евг. Вал. (1843-1915) - философ и социолог, назв. современниками «пламенным позитивистом». Воспитанник Александровского лицея. Слушал курсы в ряде заруб. ун-тов. Один из пионеров рус. социологии («Политико-экономич. этюды». СПб., 1869), подвергался критике со стороны др. ее зачинателей, напр. П.Л. Лаврова. После цензурных запретов (гл. Св. Синода К.П. Победоносцев потребовал двойной цензуры, светской и дух., для соч. Д.Р.) перебралсяв Париж, гдестал чл. местного Об-ва социологии, активно сотрудничая в позитивистских журн. Участник первых пяти мир. конгрессов социологии. Мн. печатался по проблемам совр. философии, этики и социологии на франц. яз. Работы Д.Р. внимательно рецензировались в рус. печати, нек-рые переводились - «Новая постановка основных вопросов социологии» (1909), «Понятия и законы вселенной» (1914). Вместе с другом, М.М. Ковалевским, участвовал в орг-ции Рус. школы общественных наук в Париже и первой отеч. социологич. кафедры Психо-неврологич. ин-та. Д.Р. - сторонник «социального психизма», напоминающего в исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма. Прошел все стадии эволюции социологич. позитивизма от О. Конта до новейших форм - энергетизма, махизма и др. Был сторонником «почетного компромисса» всех школ позитивизма. К марксизму и неокантианству относился резко негативно. Обществ. жизнь (или «надорганическое явление») есть по Д.Р. особое проявление мир. энергии - «социальный психизм», к-рый конкретизируется в огромном многообразии психич. взаимодействий людей, среди них наиболее важными являются «социальные действия», к-рые придают системность, организованность и законосообразность «надорганич.» миру. Адекватное знание этих характеристик - путь к успешному предвидению и рациональным соц. реформам, а не стихийному приспособлению. Основным социологич. законом Д.Р. считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов неорганич. знания как исходной функции социума (или коллективного психич. опыта); мировоззрения (философии, религии) как функции знания; искусства как функции мировоззрения; практич. деятельности (экономики, политики, технологии и т. п.) как функции всех ранее перечисленных видов. Полагая, что «Социальный психизм» пронизывает все построение, Д.Р. настойчиво защищал социологии, монизм идеалистич. толка. В свете вычлененных им зависимостей он ставил множество конкретных вопросов - о технике, творчестве, любви, свободе, личности и др. В посл. годы сводил общую теорию социологии к этике, основываясь на признании универсальности этич. норм. Оказал большое влияние на представителей социологич. неопозитивизма (П. Сорокин, А. Звоницкая; кстати, Д.Р. - автор данного термина). По политич. взглядам Д. Р. - кадет умер. толка. Самодержавный деспотизм оценивал как варварство, предлагая самодержавию жесткие конституц. рамки.

Соч.: Социология. СПб., 1880; Прошедшее философии. М., 1886. Т. 1-2.

Лит.: Ковалевский М. М. Страница из истории нашего общения с западной философией // Вестник Европы. 1915. № 6. Социологич. мысль в России. Л., 1978.