РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДАРГОМЫЖСКИЙ Ал-др Сер.

ДАРГОМЫЖСКИЙ Ал-др Сер.

ДАРГОМЫЖСКИЙ Ал-др Сер. ДАРГОМЫЖСКИЙ Ал-др Сер. (1813-69) - композитор, создатель жанрово-бытовой нац. муз. драмы. Получил разностороннее домашнее муз. образование, позволившее сравнительно рано начать профессиональную деятельность. Важную роль в решении стать композитором сыграло знакомство и общение с М.И. Глинкой (1835). Позднее Д. оказал значительное воздействие на формирование композиторов «Могучей кучки». Активно сотрудничал в сатирич. журналах «Искра» и «Будильник». Создал ряд вокальных произведений на слова «искровцев», в т. ч. B.C. Курочкина.

В ранней опере Д. «Эсмеральда» (сюжет В. Гюго, 1841) еще заметны черты жанра большой французской оперы. В центральном произ. Д. - опере «Русалка» значительно возрастает роль ансамблей, важную выразительную нагрузку несут речитативы, весь мелодико-интонационный строй оперы естественно соединяет черты крестьянской песенности и городского романса. Все это говорит о рождении в «Русалке» нового для России типа оперы - жанрово-бытовой муз. драмы.

Опера «Каменный гость», написанная по одной из «маленьких трагедий» А.С. Пушкина (1869), ставит принципиально новые задачи в решении оперного жанра. Отказавшись от традиц. эпизодов, развернутых арий, вокальных ансамблей, Д. воссоздает неизмененный лит. текст при помощи мелодизированного речитатива, интонационно гибко передающего тончайшие нюансы пушкинского стиха. Богатство муз. декламации Д. сыграло важную роль в дальнейшем развитии оперного иск-ва, оказав существенное влияние на М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева и др.

ДАРГОМЫЖСКИЙ Ал-др Сер.

А.С. Даргомыжский

Значительны достижения Д. в сфере камерной песни и романса. Наряду с традиционными для рус. музыки элегией, балладой, ориентальным романсом композитор успешно работает в жанре муз.-сатирической песни («Червяк», «Титулярный советник» и др.).

Три оркестровые пьесы - «Баба-Яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867) - написаны композитором в жанре муз. картин, привлекающих гротескностью, нарочитой характеристичностью в обрисовке персонажей и ситуаций, интересными оркестровыми приемами, в определенной мере предвосхищающими симфонические произв. А. К. Лядова.

Лит.: Пеке лис М. С. А.С. Даргомыжский и его окружение: В 3 т., М., 1966-83.