РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДАНИЛЕВСКИЙ Ник. Як.

ДАНИЛЕВСКИЙ Ник. Як.

ДАНИЛЕВСКИЙ Ник. Як. ДАНИЛЕВСКИЙ Ник. Як. (1822-85) - мыслитель, публицист, социолог, ученый-натуралист, один из идеологов панславизма. Участник и рук. мн. экспедиций по иссл. рыб. промыслов Европ. России; в последние годы жизни - пред. Крым. филлоксерной комиссии. Род. в дворянской семье в с. Оберце Орлов. губ. Учился в Царскосельском лицее, затем - вольнослушатель физико-математич. ф-та Петерб. ун-та, где изучает математику, статистику, биологию, ботанику и др. естеств.-науч. дисциплины. В 1846 - 48 - активный участник кружка петрашевцев; увлекается учением Ш. Фурье, к идеям к-рого относится прежде всего как к науч. доктрине, не разделяя взглядов наиб. радикально настроенных петрашевцев. С 1846 Д. - кандидат математики, с 1849 - чл. РГО. Несмотря на умеренность политич. воззрений, Д. вместе с др. петрашевцами был арестован и заключен в Петропавл. крепость и, будучи признан следств. комиссией невиновным, по личному указанию Николая сослан в Вологду. В ссылке Д. продолжает заниматься научно-практич. деятельностью (климатологией, почвоведением, статистикой), изучает теорию Ч. Дарвина, к-рую впоследствии подвергает резкой критике в капитальном труде «Дарвинизм» (незаконч.). В 1861 Д. совершает эксп. в Норвегию, в 1867 покупает имение в Крыму, где проводит б. часть времени. Умер в Тбилиси в 1885.

В гл. работе Д. - «Россия и Европа» (1869) сделана попытка пересмотреть традиц. содержание таких понятий, как культура, история, прогресс, в результате чего Д. приходит к выводу о том, что не существует никакой общечеловеч. истории и линейнообразного прогресса. В эпоху, когда полным ходом шло размежевание «наук о духе» и «наук о природе», Д. выдвинул идею общего метода всех «наук о конкретном», задача к-рых - свести изучаемые явления в естеств. систему, «сообразно их взаимному средству и действительным отношениям друг к другу». Для ист. науки это означает отказ от понятия «ступеней развития» в пользу понятия «типов развития», в каждом из к-рых раскрываются духовные начала «самобытной национальной группы». Все «культурно-исторические типы» имеют самостоят. ценность, подобно разл. архитектурным стилям и т. п. Под именем «общечеловеческого» по Д. скрывается германо-романский или зап.-европ. тип, к-рому свойственны индивидуализм, правовой формализм и стремление к унифициров. «всемирному гос-ву» (Карл Великий, Наполеон и т. д.). Для слав. типа характерно «ясное сознание народной личности» и (в лице России) способность к органич. гос. стр-ву. Прогресс, по Д., связан с вытеснением одних типов другими и заключается не в том, чтобы все время двигаться в одном направлении, а в том, чтобы «исходить все поле», составляющее поприще чсл. деятельности. Каждый тип, по мнению Д., переживает возрасты, аналогич. возрастам отдельного человека, - детство, юность, дряхлость, смерть. Выйдя из детского возраста, этой «бессознательной формы быта», культура стремится укрепиться в кач-ве самобытной и независимой единицы. Для этого необходима мощная политич. система - сильная государственность, без к-рой невозможно наступление второй стадии - периода цивилизации, к-рый связан с «цветением и плодоношением», с самореализацией культуры. Этот период достаточно краток, за ним следует старение и неизбежная гибель. Д. насчитывает 10 культ.-историч. типов, полностью или частично исчерпавших свои творч. возможности, и 4 разряда их ист. самопроявления: религ., собств. культурный, полит. и соц.-экон. Принципиально новым, имеющим перспективы в будущем, но еще не оформившимся в «самобытную единицу», он считает «славянский тип», к-рый будет самоосуществляться, в отличие от др. культурных типов, по всем возможным направлениям. Об этом, по мнению Д., наглядно свидетельствуют характер и склонности рус. народа. Критикуя ранних славянофилов за их стремление навязать славянству решение мнимых «общечеловеч. задач», Д. призывал к созданию федерации слав. народов с политич. гегемонией России - как «противовеса Западу». Только славяне способны, по мнению Д., создать «полный четырехосновный тип», гармонически сочетающий религ., культурную, политич. и экономич. деят-ть. Панславист. концепция Д. была подвергнута критике практически сразу же после своего появления. Указывалось на ее методологич. несостоятельность (Н.И. Кареев): стремление науч. образом обосновать право быть «ненаучным», использование аналогий, метафоризация как метод соц. иссл. (П.А. Сорокин). Отмечались противоречия: отрицание возможности существования общей теории обществ. развития, с одной стороны, и создание такой теории самим Д. - с другой; утверждение замкнутости культурных типов и возможность культурных контактов через «прививку», «пересадку», «удобрение» и т. д. Национализм и панславизм Д. были восприняты как отход от гуманистич. традиций рус. культуры (Вл. Соловьев). Среди сторонников и последователей Д. были Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, Б.М. Бестужев-Рюмин, Н.Н. Страхов, к-рый убедительно опровергал большинство обвинений Д. (в т. ч. в «плагиате» у нем. историка Рюккера). Концепция Д. во мн. предвосхитила культурологич. теории ист. круговорота 20 в. (О. Шпенглер, А. Тойнби).

Соч.: Дарвинизм. СПб., 1885-89. Т. 1-2; Сб. политич. и экономич. статей. СПб., 1890; Россия и Европа / Сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева. М., 1991.

Лит.: От Николая Новикова до Николая Данилевского. М., 1990; Авдеева Л. Р. Рус. мыслители. М., 1992.