ДАНИИЛ ЗАТОЧНИК - предполагаемый
автор соч., сохранившегося в двух ред. («Моление» и «Слово»), датировка
к-рого колеблется от 40 - 50-х гг. 12 в. до 1-й пол. 13 в. Оно построено
в форме послания кн. (Ярославу Всеволодовичу в «Молении» и Ярославу Владимировичу
в «Слове»). Относительно реального адресата Д.З. у иссл. нет единого мнения;
скорее всего, это сын Всеволода III Большое Гнездо - Ярослав. княживший
в Переяславле-Суздальском в 1213 - 36. Послание связывают с лит. традицией
Владимиро-Суздальской земли. Д.З. - человек, попавший когда-то по неизв.
причине в немилость у князя, лишившийся своего статуса, от князя зависимый.
Предполагают, что Д.З. был сослан (заточен) на оз. Лаче в сев.-вост. Руси
или стал заложником какой-то кабальной работы. Он хочет обратить внимание
князя на свою житейскую мудрость и ум, к-рые считает гл. человеч. достоинствами.
При этом Д.З. с нек-рым оттенком лести превозносит могущество князя, в
то же время иронизируя над собой. Нет единого мнения, какая из ред. («Моление»
или «Слово») первоначальна. Они различаются идейно. В «Молении» сильнее
звучат антибоярские настроения автора. Тема ума и глупости трансформируется
в тему мудрых советников (думцев), к-рые, по мысли Д.З., необходимы сильному
князю. Свою мудрость Д.З. демонстрирует цитатами из Библии, сб-ков афоризмов,
переводных визант. пов. и др., причем книжные выражения сочетает с нар.
поговорками («мирскими притчами»), иногда нарочито грубыми. Текст несет
следы балагурства (внутр. рифмы, осюморона и др.), что, по мнению Д. С.
Лихачева, связывает стиль Д.З. со скоморошьейтрадицией, выражающей
литературную позицию автора. В соч. проявляется редкое для 13 в. индивид.
начало, что позволило В. Г. Белинскому назвать Д.З. первым рус. интеллигентом
.