ДАНИИЛ (кон. 15 в.
- 1547) - митрополит Всея Руси. Происходил из знатного рязанского рода,
постриженик Иосифо-Волоколамского мон. Не предназначался Иосифом Волоцким
в преемники, однако по желанию всл. кн. Василия III избран игуменом в 1515.
Д. следовал тем же принципам, что и Иосиф Волоцкий: ратовал за строгие
правила монастырского общежития, сохранение земельных владений церкви.
После смещения митрополита Варлаама поставлен в митрополиты в 1522. Эта
смена означала переход всл. кн. Василия III к иосифлянам от нестяжателей.
Д. поддерживал Василия во всех его начинаниях, в т. ч. и вызывавших резкое
осуждение современников. С помощью Д. вел. кн. заманил в Москву и захватил
сев. кн. Вас. Шемячича (1523). Д. совершил развод Василия с кн. Соломонией
Сабуровой в нарушение церк. правил. Продолжая борьбу с нестяжателями, Д.
добился осуждения на соборе 1531 Вассиана Патрикеева по обвинению в ереси.
Дважды представал перед судом и дважды был обвинен в ереси знаменитый писатель
Максим Грек (1525, 1531). Смерть Василия III пошатнула положение Д.; после
кончины правительницы Елены Глинской (1538) он столкнулся в борьбе за власть
с боярской группировкой Шуйских. В 1539 его заставили подписать отречение
от митрополии. Вернувшись в Волоколамский мон., Д. жил как простой монах
вплоть до 1547. Похоронен там же. Д. известен как писатель и публицист,
автор многочисл. посланий и поучений, чьи образованность и начитанность
вызывали уважение современников. Д. касался самых широких тем: обличал
еретиков, трактовал вопросы происхождения княж. и царской власти, рассуждал
об обязанностях правителей и судей. Вместе с тем Д. показал себя умным
и тонким сатириком, обличающим пороки современности. В посланиях Д. в числе
проч. касается вопросов церк. управления. Д. часто и умело цитирует Свящ.
писание, обращается также к соч. отцов церкви, слав. ораторов (Иларион,
Евфимий Тырновский), произведениям переводной и слав. агиографии, греч.
хроникам и рус. летописям, показывая себя при этом тонким наблюдателем,
прекрасно знающим современную ему разговорную речь. Соч. Д. пользовались
широкой популярностью и дошли во мн. списках, но нек-рые сохранились только
в особом сб. (Гос. Публ. б-ка, СПб.), содержащем, как полагают исследователи,
остатки архива митрополита. Д. принимал непосредственное участие в работе
над летописями: под его руководством на осн. Моск. великокняжеских сводов
15 в. с использованием летописей др. княжений был создан грандиозный свод,
известный под назв. Никоновской летописи, впоследствии легший в основу
Лицевого свода Ивана Грозного и Степенной книги. Известны рукописи, сохранившие
следы собственноручной ред. правки летописных и др. ист. материалов.
Изд. и Лит.: Дружинин
В. Г. Неск. неизв. лит. памятников из сб-ка 16 в. // Летопись занятий Археографической
комиссии. СПб., 1909. Вып. 21; Клосс В. М. Никоновский свод и рус. летописи.
М., 1980; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 вв. М., 1984.