РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ

ДАНИИЛ ДАНИИЛ (кон. 15 в. - 1547) - митрополит Всея Руси. Происходил из знатного рязанского рода, постриженик Иосифо-Волоколамского мон. Не предназначался Иосифом Волоцким в преемники, однако по желанию всл. кн. Василия III избран игуменом в 1515. Д. следовал тем же принципам, что и Иосиф Волоцкий: ратовал за строгие правила монастырского общежития, сохранение земельных владений церкви. После смещения митрополита Варлаама поставлен в митрополиты в 1522. Эта смена означала переход всл. кн. Василия III к иосифлянам от нестяжателей. Д. поддерживал Василия во всех его начинаниях, в т. ч. и вызывавших резкое осуждение современников. С помощью Д. вел. кн. заманил в Москву и захватил сев. кн. Вас. Шемячича (1523). Д. совершил развод Василия с кн. Соломонией Сабуровой в нарушение церк. правил. Продолжая борьбу с нестяжателями, Д. добился осуждения на соборе 1531 Вассиана Патрикеева по обвинению в ереси. Дважды представал перед судом и дважды был обвинен в ереси знаменитый писатель Максим Грек (1525, 1531). Смерть Василия III пошатнула положение Д.; после кончины правительницы Елены Глинской (1538) он столкнулся в борьбе за власть с боярской группировкой Шуйских. В 1539 его заставили подписать отречение от митрополии. Вернувшись в Волоколамский мон., Д. жил как простой монах вплоть до 1547. Похоронен там же. Д. известен как писатель и публицист, автор многочисл. посланий и поучений, чьи образованность и начитанность вызывали уважение современников. Д. касался самых широких тем: обличал еретиков, трактовал вопросы происхождения княж. и царской власти, рассуждал об обязанностях правителей и судей. Вместе с тем Д. показал себя умным и тонким сатириком, обличающим пороки современности. В посланиях Д. в числе проч. касается вопросов церк. управления. Д. часто и умело цитирует Свящ. писание, обращается также к соч. отцов церкви, слав. ораторов (Иларион, Евфимий Тырновский), произведениям переводной и слав. агиографии, греч. хроникам и рус. летописям, показывая себя при этом тонким наблюдателем, прекрасно знающим современную ему разговорную речь. Соч. Д. пользовались широкой популярностью и дошли во мн. списках, но нек-рые сохранились только в особом сб. (Гос. Публ. б-ка, СПб.), содержащем, как полагают исследователи, остатки архива митрополита. Д. принимал непосредственное участие в работе над летописями: под его руководством на осн. Моск. великокняжеских сводов 15 в. с использованием летописей др. княжений был создан грандиозный свод, известный под назв. Никоновской летописи, впоследствии легший в основу Лицевого свода Ивана Грозного и Степенной книги. Известны рукописи, сохранившие следы собственноручной ред. правки летописных и др. ист. материалов.

Изд. и Лит.: Дружинин В. Г. Неск. неизв. лит. памятников из сб-ка 16 в. // Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1909. Вып. 21; Клосс В. М. Никоновский свод и рус. летописи. М., 1980; Памятники лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 вв. М., 1984.