ДАНИИЛ (6 в. до н.э.)
- в христ. традиции пророк, в иудейской традиции - ученик пророков, праведник,
удостоенный Богом откровения о будущем. В юности Д. был уведен в вавилонский
плен после разрушения Иерусалима Навуходоносором, был взят ко двору и воспитан
для царской службы, однако сохранил верность своей религии. Став одним
из первых царедворцев в Вавилоне, Д. прославился как мудрец и толкователь
снов. Самое знаменитое толкование Д. - объяснение царю Валтасару таинственной
надписи «мене, текел, упарсин», «исчислен, взвешен, разделен», появившейся
на стене во время пира накануне убийства Валтасара. Надпись означала конец
царства Валтасара - отсюда выражение «Валтасаров пир». Книга Д. написана
на двух яз.: евр. и арамейском (с гл. 2, 4 по гл. 7, 28), датируется 2
в. до н. э. Пророчество Д. о четырех царствах (нововавилонском, мидийском,
персидском и македонском, являющихся в видениях Д. в образах чудовищных
животных) доведено до времени Антиоха IV Эпифана (175-163 до н. э.) и Маккавейской
войны. («Книга пророка Д.» была хорошо известна рус. книжникам. Мотив четырех
царств послужил основой для создания рус. государств. концепции «Москва
- третий Рим»). Оно говорит о Божьем суде, гибели Антиоха, тяжелых временах
и спасении. В книге Д. получил дальнейшее развитие образ Мессии - Сына
Человеческого, идущего «с облаками небес», власть к-рого не прейдет и царство
не погибнет.
Память пророка Д. (17/30
дек.) приходится на тот же день, к-рый ознаменован чудом спасения трех
отроков (Анания, Азария и Мисаила), ввергнутых Навуходоносором в печь огненную.
В это время обычно стоят сильные морозы. Эти обст-ва способствовали тому,
что с днем Д. соединились представления об огне (жаре, печи) и холоде,
что отразилось в распространенном увещевании: «На Д. топи печь так, чтобы
тепла на 2 дня хватило». Примета: Если на пророка Д. иней - ожидай теплых
святок.