ДАКТИЛЬ (греч. букв.
- палец) - в силлабо-тонич. системе стихосложения - метр, образуемый 3-сложными
стопами с сильным местом на 1-м слоге; сильное место обычно заполняется
ударным, слабые - безударными слогами. Кол-во стоп определяет размер дактилич.
стиха (напр. 3-стопный Д.: «Стих, как монету, чекань», Н.А. Некрасов).
В Д., как и в др. 3-сложных размерах, часто встречаются сверхсхемные ударения;
пропуски схемных ударений редки, исключ. составляет лишь 1-я стопа Д.,
в к-рой сильное место может считаться произвольным («Производитель работ
/ Акционерной компании», Н.А. Некрасов). В рус. стихосложении Д. как самостоят.
стопу «нисходящего метра» впервые выделил М.В. Ломоносов («Письмо о правилах
рос. стихотворства», 1739), за ним - В.К. Тредиаковский. Первые Д. на рус.
яз. появляются на рубеже 17 - 18 вв. в стихотв. экспериментах иностранцев
(И.Г. Спарвенфельд), затем - рус. поэтов (А.П. Сумароков, В.К. Тредиаковский
и др.). В 18 в. Д. - основной из 3-сложных размеров; наиб. распространены
2- и 4-стопники, в этот же период появляется разностопный Д. (Н.М. Карамзин).
Снач. 19в. Д. уступает лидирующее положение др. размерам (первонач. - амфибрахию),
сохраняясь в стихах с нар.тематикой и - наряду с амфибрахием и анапестом
-
в балладе; преимущественно разрабатываются 3- и 4-стопники (В.А. Жуковский,
М.Ю. Лермонтов и др.), в этот же период впервые появляется вольный Д. (Н.И.
Гнедич). В сер. 19 в. традиции 3-стопного Д. сохраняются в песен. и романс.
лирике (А.А. Фет, B.C. Курочкин), но наиб. употребительным становится чистый
4-стопник и чередование 3- и 4-стопных Д., тяготеющие к повествоват. содержанию
(Н.А. Некрасов, И.С. Никитин, А.Н. Апухтин, К.К. Случевский). В нач. 20
в. Д. окончательно утрачивает свою популярность среди 3-сложных размеров;
доля его в совр. поэзии крайне незначительна.