ЦВЕТАЕВА Марина Ив. (1892-1941) - поэт, дочь И.В. Цветаева. Училась
в муз. школе Зограф-Плаксиной, затем в 4-й г-зии, в 1902 с больной матерью
и мл. сестрой уехала за границу, училась в интернатах Швейцарии и Германии.
Летом 1906 вернулась в Россию, гимназич. образование закончила в Москве.
Писать стихи Ц. начала в раннем детстве. В 1910, еще в гимназии, издала
первую кн. «Вечерний альбом», на к-рую откликнулись М. Волошин, Н. Гумилев.
В 1911 в Коктебеле познакомилась с С.Я. Эфроном, за к-рого в 1912 вышла
замуж. Вторая кн. «Волшебный фонарь» также насыщена реалиями ранних лет
Ц. и свидетельствует об интенсивности ее духовной жизни, страстном увлечении
нем. романтиками, Э. Ростаном, К. Бальмонтом, В. Брюсовым, дневником М.
Башкирцевой и др. В 1912 - 22 появляются лишь неск. публикаций в ж. «Северные
записки», однако именно в эти годы Ц. вступает в пору духовной и поэтич.
зрелости. Стихи этих лет составили два выпуска - сб. «Версты» (вып. 1.
М., Госиздат, 1922) и сб. стихов 1917-20 (М., Костры, 1921). В первый сб.
«Версты» вошли циклы: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой»
и др. Ц. создает образ «своей Москвы», «нерукотворного града» с церквами,
колокольным звоном, др. святынями. Второй вып. был замечен В. Брюсовым;
высоко оценил его Вс. Рождественский, отметив у Ц. качество «огневой стихии
слова», вдохновенное мифотворчество. В 1920-е гг. Ц. создает поэмы-сказки
на фолькл. основе: «Царь-Девица», «Молодец», «Егорушка» (не завершена),
«Переулочки». Весной 1922 Ц. с дочерью уехала в Берлин к мужу, офицеру
Белой армии, затем в Чехию, в 1925 переехала в Париж. Печатала стихи в
ж. «Воля России», «Современные записки» и др. Опубликовала кн.: «Стихи
к Блоку» (1922), «Разлука» (1922), «Психея. Романтика» (1923). Восприятие
событий рев-ции и гражд. войны отразилось в кн. «Лебединый стан» (впервые:
Мюнхен, 1957) и «Ремесло» (Берлин, 1923). Трагедия России переживается
Ц. сквозь призму истории (Смутное время, татарское иго), Белое движение
воспето как святой подвиг (циклы «Разлука», «Георгий» и др., обращенные
к С.Я. Эфрону). Последняя прижизненная кн. Ц. «После России. 1922 - 1925»
(Париж, 1928) была высоко оценена рус. заруб. критикой (Г. Адамович, В.
Ходасевич и др.). В поэзии Ц. постепенно усиливается ощущение трагического
разлада с жизнью, несовместимости духовного и земного. Романтич. максимализм,
безмерность и безоглядность чувств вступают в конфликт с «миром мер», что
выразилось не только в лирике, но и в поэмах, к-рые с сер. 1920-х гг. почти
полностью вытесняют лирику: «Поэма Горы» и «Поэма Конца» (1924), «Крысолов»
(1925), «Поэма Лестницы» (1926). Поэмы «С Моря» и «Попытка комнаты» (1926),
«Новогоднее» и «Поэма Воздуха» (1927) обращены к Б. Пастернаку и P.M. Рильке
и тесно связаны с интенсивной перепиской Ц., Пастернака и Рильке в 1926.
В 1929 Ц. написала «поэму гражданской войны» «Перекоп», с кон. 1920-х гг.
работала над «Поэмой о Царской семье» (не завершена). Еще в России в 1917-18
Ц. пережила сильное увлечение т-ром; к этому времени относится ее дружба
с ученицей Е.Б. Вахтангова С.Е. Голлидэй - ей посвящен цикл «Стихи о Сонечке»
(1919) и «Повесть о Сонечке» (1937). В 1918-19 Ц. написала шесть романт.
пьес («Фортуна», «Приключение» и др.). Позднее были написаны две стихотв.
трагедии на любимые Ц. античные сюжеты: «Ариадна» (1924) и «Федра» (1927).
В 1930-е гг. Ц. в основном работает над прозой: очерки, связанные с памятью
детства («Отец и его музей», «Дом у Старого Пимена», «Мать и музыка» и
др.); эссе о поэтах-совр. (О. Мандельштаме - «История одного посвящения»,
М. Волошине - «Живое о живом», А. Белом - «Пленный дух», К. Бальмонте -
«Слово о Бальмонте», М. Кузмине - «Нездешний вечер»); два очерка о Пушкине
(«Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев»); о совр. поэтах и о поэзии («Эпос и
лирика современной России», «Искусство при свете совести» и др.). Во 2-й
пол. 1930-х гг. Ц. все более испытывает одиночество в среде рус. эмиграции,
свою чуждость какому бы то ни было «стану» («Двух станов не боец, а - если
гость случайный...»). На захват фашист. Германией Чехии Ц. откликнулась
«Стихами к Чехии». В июне 1939 Ц. с сыном уезжает в сов. Россию, куда ранее
уже уехали С.Я. и А.С. Эфроны. Вскоре после возвращения переживает аресты
дочери и мужа, испытывает тяжелую материальную нужду, бездомность. Занимается
в основном пер., ставшими единств. источником заработка. Оказавшись в эвакуации
в Елабуге, в состоянии одиночества и крайней безысходности, 31 авг. 1941
покончила с собой. Подготовленная Ц. к печати в кон. 1940 кн. стихов не
вышла. С творчеством Ц. отеч. читатель начал знакомиться с нач. 1960-х
гг.