РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЦИРК

ЦИРК

ЦИРК ЦИРК (от лат. circus - круг) - 1) Вид иск-ва, к-рый включает в себя жанры конной езды, клоунады, пантомимы, акробатики, эквилибристики, гимнастики, дрессировки животных, музыкальной эксцентрики, иллюзионизма. В России в 17 - 18 вв. цирк. представления давались на нар. гуляниях. Первый в России полустационарный Ц. был создан в 1764 в Москве Бейтсом. В нач. 19 в. в России гастролировали иностр. цирк. труппы. Нек-рые антрепренеры (Ж. Турниер, А. Гверра, Ж. Лежар, П. Кюзан и др.) строили для своих выступлений стационарные здания. К сер. 19 в. Ц. были созданы во мн. городах России, крупнейшие из них Ц. Чинизелли в Петербурге на Фонтанке (осн. в 1877), Ц. А. Саламонского в Москве (осн. 1880, ныне Моск. Ц. на Цветном бульваре), Ц. бр. Никитиных и Труцци - в провинц. городах и в Москве.

В рус. Ц. особое развитие получила сатирич. клоунада. Популярностью пользовались клоуны-сатирики А.Л. и В.Л. Дуровы, Бим-Бом (И.С. Радунский с партнерами), В.Е. Лазаренко.

ЦИРК

Цирк. На арене Ю.В. Дуров с сыном Ю. Дуровым

Известность получили наездники Н. Сычев, В. Соболевский, акробаты Сосины, Федосеевские, жонглеры Пащенко, велосипедисты Польди и др.

После 1917 Ц. входит в число наиб. поощряемых властью видов иск-ва, во всех крупных городах были построены цирк. здания, начала действовать система передвижных Ц.-шапито.

В сов. Ц. ставились тематич. представления, объединенные сквозным сюжетом. Над созданием цирк. программ работали писатели и поэты В.В. Маяковский, A.M. Арго, Н.А. Адуев, В.Е. Ардов, Н.Р. Эрдман, B.C. Поляков; композиторы А.И. Хачатурян, И.О. Дунаевский, М.С. Вайнберг; художники К.Ф. Юон, В.Ф. Рындин, Н.П. Акимов, В.М. Ходасевич, Т.Г. Бруни; режиссеры В.Э. Мейерхольд, Н.М. Горчаков, Н.В. Петров, С.Э. Радлов, А.Г. Арнольд, Г.С. Венецианов, М.С. Местечкин и мн. др.

Сов. клоунада продолжала традиции жанра (Дуровы, М.Н. Румянцев - Карандаш, Б.П. Вяткин, К.А. Берман, O.K. Попов, Ю.В. Никулин, Л.Г. Енгибаров и др.). Возникла школа дрессировки животных (В.Ж. Труцци, Б.А. Эдер, Н.П. Гладильщиков, И.Н. Бугримова, В.И. Филатов и др.). Успешно работали артисты физкультурно-акробатических жанров (акробаты Довейко, Маслюковы, Сосины, Беляковы, Кадыр-Гулям; гимнасты Волгины, Платоновы, П.С. Чернега и С.А. Разумов, сестры Кох), большой популярностью пользовались иллюзионисты (Кио, Сокол и др.).

В сов. Ц. использовались традиции иск-ва народов СССР (дагестанские канатоходцы Цовкра, тувинские жонглеры Оскал-Оол, наездники Кантемировы и мн. др.).

Артисты рос. Ц. пользуются большим международным признанием. В нас. время мн. номера рос. артистов включены в программы заруб. цирк. коллективов и практически не показываются в России.

2) Здание с ареной (манежем), где даются цирк. представления.