РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В рус. Ц. особое развитие получила сатирич. клоунада. Популярностью пользовались клоуны-сатирики А.Л. и В.Л. Дуровы, Бим-Бом (И.С. Радунский с партнерами), В.Е. Лазаренко.
Цирк. На арене Ю.В. Дуров с сыном Ю. Дуровым
Известность получили наездники Н. Сычев, В. Соболевский, акробаты Сосины, Федосеевские, жонглеры Пащенко, велосипедисты Польди и др.
После 1917 Ц. входит в число наиб. поощряемых властью видов иск-ва, во всех крупных городах были построены цирк. здания, начала действовать система передвижных Ц.-шапито.
В сов. Ц. ставились тематич. представления, объединенные сквозным сюжетом. Над созданием цирк. программ работали писатели и поэты В.В. Маяковский, A.M. Арго, Н.А. Адуев, В.Е. Ардов, Н.Р. Эрдман, B.C. Поляков; композиторы А.И. Хачатурян, И.О. Дунаевский, М.С. Вайнберг; художники К.Ф. Юон, В.Ф. Рындин, Н.П. Акимов, В.М. Ходасевич, Т.Г. Бруни; режиссеры В.Э. Мейерхольд, Н.М. Горчаков, Н.В. Петров, С.Э. Радлов, А.Г. Арнольд, Г.С. Венецианов, М.С. Местечкин и мн. др.
Сов. клоунада продолжала традиции жанра (Дуровы, М.Н. Румянцев - Карандаш, Б.П. Вяткин, К.А. Берман, O.K. Попов, Ю.В. Никулин, Л.Г. Енгибаров и др.). Возникла школа дрессировки животных (В.Ж. Труцци, Б.А. Эдер, Н.П. Гладильщиков, И.Н. Бугримова, В.И. Филатов и др.). Успешно работали артисты физкультурно-акробатических жанров (акробаты Довейко, Маслюковы, Сосины, Беляковы, Кадыр-Гулям; гимнасты Волгины, Платоновы, П.С. Чернега и С.А. Разумов, сестры Кох), большой популярностью пользовались иллюзионисты (Кио, Сокол и др.).
В сов. Ц. использовались традиции иск-ва народов СССР (дагестанские канатоходцы Цовкра, тувинские жонглеры Оскал-Оол, наездники Кантемировы и мн. др.).
Артисты рос. Ц. пользуются большим международным признанием. В нас. время мн. номера рос. артистов включены в программы заруб. цирк. коллективов и практически не показываются в России.
2) Здание с ареной (манежем), где даются цирк. представления.