ЧУЧЕЛО ОБРЯДОВОЕ - изображение (объемное) мифологич. существа
- антропоморфного или зооморфного, используемое в том или ином обряде.
В ходе обряда это существо подвергается уничтожению: его «хоронят» (похороны
кукушки), сжигают или топят, разрывают на части и разбрасывают (ср. Мсленица,
Кострома, Ярила, Купала). Чучело бывает очень условным (ветка дерева -
кукушка), а иногда, наоборот, весьма «реалистическим», в человеческой одежде
и т. п. Чучело изготавливается из растит. мат-лов (дерева, соломы и др.)
и в этом смысле служит одним из многочисленных растит. обрядовых символов,
в то же время оно обеспечивает бескровную имитацию человеческой жертвы
(ср. обратную ситуацию в святочной игре «Умрун», где воскресающего покойника
играет живой человек). В тех случаях, когда изображаемый персонаж имеет
высокий мифологич. статус (ср. особенно Ярила, Купала), чучело может рассматриваться
как вырожденная форма сакрального изображения, «идола» (ср. наказание таких
изображений в случае неблагоприятных стихийных условий), но всю практику
обрядов с чучелами, видимо, возвести к этому нельзя.
Хотя слово «чучело» в этих обрядах не употребляется (оно применяется
в быту прежде всего к огородному пугалу или к чучелу в привычном нам смысле
- набитой шкуре животного, птицы), но, видимо, все же существенно, что
это слово, по мнению авторитетных этимологов, находится в более или менее
близком родстве с балтийскими словами, обозначающими домового, черта (более
близкая и прямая связь - по Фасмеру, более отдаленная - по Трубачеву).
В. Даль в той же ст. о чучеле приводит слово «чуча», производное от «чудь»,
а также «чучар» - «игра в жмурки» (при том, что эта игра явно восходит
к играм в покойника).