РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Наиб. известность получила работа Ч. в кинотрилогии о Максиме: «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона» реж. Г. Козинцева и Л. Трауберга (1935 - 39). Ч. создал образ рабочего паренька, ставшего проф. революционером-большевиком, вошедшего затем в высш. эшелон гос. власти. Наряду с присущими сов. кинематографу тех лет клишированными чертами, Ч. наделил своего героя романтич. одухотворенностью и вместе с тем юмором и обаянием. И в дальнейших ролях актеру удавались образы людей, умудренных опытом, обладающих чувством юмора и жизн. достоверностью. Творчеству Ч. посв. ф. «Наш друг Максим» (1972).
Б. П. Чирков
Среди ролей: Орский («Луна слева», 1929), Гришка («Родной брат», 1929), Крестьянин («Чапаев», 1934), Сенька («Подруги», 1936), Евтушенко («Человек с ружьем», 1938), Роман («Минин и Пожарский, 1939), Махно («Александр Пархоменко», 1942), Удивительный («Фронт» по А. Корнейчуку, 1943), комп. Глинка («Глинка», 1947), акад. Верейский («Суд чести», 1949), Чижов («Верные друзья», 1954), Кузовкин («Нахлебники», 1953), Яков Середа («Киевлянка», 1-я и 2-я сер., 1958 - 59; 3-я сер. «Наследники», 1960), ген. Сафронов («Потерянная фотография», 1960), Лихобаба («Горизонт», 1962), Бирюков («Живые и мертвые» по К. Симонову, 1964), Туалетный работник («Каин XVIII, 1963) и др.
Соч.: Актер и герой //30 лет сов. кинематографии. М., 1950; Записки актера //Юность. 1956. № 4; На экране и за экраном. М., 1961; Рассказы о творческом пути. М., 1965; Азорские острова. 2-е изд. М., 1982.
Лит.: Козинцев Г., Трауберг Л. «Выборгская сторона», отрывки из лит. сценария // Иск-во кино. 1938. №4 - 5; Олидор О. Нар. артист СССР Б. П. Чирков. М., 1950; Актеры сов. кино. Л., 1974. Вып. 10.