РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЧЕСТНОКОВ Вл. Ив.

ЧЕСТНОКОВ Вл. Ив.

ЧЕСТНОКОВ Вл. Ив. ЧЕСТНОКОВ Вл. Ив. (1904-68) - актер, нар. арт. СССР (1960). Род. в Петербурге. Настойчиво искал свой путь на сцену, занимаясь в част. студиях. Последней была студия Е.П. Карпова, к-рый вскоре перевел Ч. в свой класс в Школе рус. драмы. Ученики Школы участвовали в сценах в спектаклях Александрийского т-ра, к-рый и был их гл. школой. Окончив школу (1925), был зачислен сначала канд., а потом «учеником» в театр-студию, организ. при Александринке. Здесь он сыграл неск. разноплановых ролей: гл. роль в япон. пьесе «Ода Набунаго», Коробкина и Шпекина в «Ревизоре», Фадинара в «Соломенной шляпке», Фурманова в пьесе «Мятеж» (Дм. Фурманов и С. Поливанов). Входил в гр. молодежи, объединенной реж. Н.В. Петровым («петровские янычары»). В дек. 1931 студия офиц. включается в состав труппы Госдрамы. Детищем их на большой сцене стал «Чудак» А. Афиногенова, в к-ром Ч. был вторым исполнителем роли Волгина. Успех пришел к нему в роли Кастальского в знаменитом спектакле «Страх». Но фактич. рождение Ч.-артиста состоялось при встрече с реж. В.П. Кожичем в спект. «Вершина счастья» Дос-Пассоса и «мольба о жизни» Жана Девеля. Ю.А. Завадский, увидев Ч. в роли Гатье, приглашает его в свой т-р в Ростове-на-Дону. Там Ч. сыграл Моцарта в юбил. пушкинском спектакле (1936) и Якова Бардина во «Врагах». Но Кожич, ставший гл. реж. вновь организуемого т-ра им. Ленинского Комсомола, приехал за Ч. в Ростов и увез в Ленинград. Здесь были сыграны роли, определившие судьбу Ч.: Незнамов («Без вины виноватые») и Сирано де Бержерак. Когда началась война, Ч. остался в блок. Ленинграде, играл в т-ре Балт. флота: Сафонов («Русские люди»), Огнев («Фронт»), Горбунов («Офицер флота»), Сибирцев («У стен Ленинграда»), затем перешел на сцену организованного в 1942 Ленингр. драм. т-ра (ныне Т-р им. Комиссаржевской). Среди множества «дежурных» положит. героев резко выделяется работа Ч. над ролью Дон Сезара де Базана, созданная с Кожичем. Вскоре Ч. перешел в труппу Академич. т-ра драмы им. Пушкина. Возвращение к «родным пенатам» ознаменовалось ролью Фие-ско («Заговор Фиеско») и выдающимся созданием актера - ролью Алексея Ивановича в спектакле «Игрок» (по Ф.М. Достоевскому). Зрительский успех сопутствует ему в ролях Левина («Второе дыхание» А. Крона), Голубкова («Бег» М. Булгакова) и в первую очередь - Моцарта в партнерстве с Н.К. Симоновым - Сальери. В 1966 Ч. назначается худ. рук. т-ра. В кино начал сниматься в 1938 («Профессор Мамлок»), сыграл ок. 20 ролей. Особого внимания заслуживает фильм «Дон Сезар де Базан» (1957), фиксирующий творч. манеру и индивидуальность актера. Гос. премия СССР (1950, 1967).