РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В 1888 публикует в «Сев. вестнике» пов. «Степь», к-рую считает своим вторым дебютом. Новаторство пов. - блистат. пейзажное мастерство, глубокое изображение человеч. характеров при отсутствии внеш. действия - вызвало, с одной стороны, непонимание мн. критиков («обида непонимания» будет сопровождать большинство чеховских поздних произв.), а с др. - восхищение В.М. Гаршина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко. В 1890 Ч. едет на Сахалин. Кн. «Остров Сахалин» (1893-95) вызвала большой обществ. резонанс и стала одним из первых образцов нового жанра док. лит-ры. С 1892 Ч. живет в купленном им подмоск. имении Мелихово. Впечатления от крест. жизни отразились в «деревенской трилогии» («Мужики», 1897; «Новая дача», 1898; «В овраге», 1900; пов. «Моя жизнь», 1895). В 1898 в связи с обострением туберкулеза Ч. уезжает в Ялту, где проводит последние годы, изредка приезжая в Москву.
Гл. жанры позднего Ч. - лирико-драм. бесфабульный рассказ о задумавшемся, прозревающем или, напротив, погружающемся в быт, теряющем идеалы герое («Студент», 1894; «Учитель словесности», 1894; «На подводе», 1897; «Ионыч», 1898; «Человек в футляре», 1898; «Крыжовник», 1898; «Дама с собачкой», 1899; «Архиерей», 1902; «Невеста», 1903), и «идеологическая повесть» («Огни», 1887; «Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Рассказ неизвестного человека», 1892; «Палата № 6», 1892; «Дом с мезонином», 1896), где исследуются представления о смысле человеч. жизни и путях служения об-ву. Ч. защищает в атмосфере «идейного бездорожья» простые истины, к к-рым каждый должен прийти самостоятельно. Важной составляющей чеховского худож. мира является драматургия. К ней Ч. возвращается после нек-рого перерыва в кон. 1880-х гг. (водевили, пьесы «Иванов», 1887 - 89; «Леший», 1889, впоследствии переделанная в «Дядю Ваню»). Классич. чеховской драматургией обычно считают четыре последних пьесы: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1896), «Три сестры» (1900), «Вишневый сад» (1903). Они отличаются новым пониманием драм. конфликта (не столкновение героев между собой, а их зависимость от сложения жизни в целом), жанра (слитность драм. и комич. эл-тов), характера (отсутствие резкой границы между гл. и второстепен. персонажами) и фактич. открывают новую эпоху «послеаристотелевской» драмы. Новая драматургия требовала и нового т-ра: пьесы Ч. стали основой репертуара созданного К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Моск. худож. т-ра, утвердившего ведущую роль реж. в спектакле и новые принципы актерской игры. Творчество Ч. стало продолжением и завершением традиции «большого» рус. реализма и в то же время нач. иск-ва века 20-го.
А.П. Чехов с женой, О.Л. Книппер-Чеховой