ЧАСЫ - богослужения суточного круга, получившие свое родовое
название вследствие строгой смысл. и хронологической соотнесенности с опред.
древ. часами (стражами) суток. Согласно Симеону Солунскому основных Ч.
семь («по числу даров Духа» и в соответствии с Псалмом 118, стих 164):
Полунощница, Утреня вместе с Первым Ч., Ч. Третий, Шестой и Девятый, Вечерня
и Повечерие. Это монастырское богослужение, содержащееся в Часослове, является
в наст. время на православном Востоке единств. сохраняющим визант. обряд.
Напротив, в древности существовали разл. уставы служения Ч., значительно
отличающиеся от совр. Часослова: устав Акимитов, или «Неусыпающих», устав
Двадцати четырех Ч., соборно-приходские Ч. по уставу Св. Софии Константинопольской,
или Песненное Последование. Собственно Часы посвящены преимущественно воспоминанию
еванг. событий, случившихся в одноим. отрезки времени - тричасия, или стражи,
с к-рыми они совмещены, в рамках дневного цикла, хронологически. 1-й Час:
ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату
и лжесвидетельства на Него. 3-й Час: суд Пилата и истязания Господа; но
также и тема сошествия Св. Духа на апостолов (Деян 2 гл.). 6-й Час: шествие
на Голгофу, распятие Спасителя, тьма по всей земле. 9-й Час: последние
Слова Господа и Его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание
мертвых, прободение воином Его ребер. Существуют разные виды Вечерни, Полунощницы
и Утрени. В Часослове (или Псалтири Следованной) находятся также четыре
исключительно монаш. службы - т. н. Междочасия и чин Изобразительных, иначе
- Обедница. Вечерню и Утреню можно назвать «Великими Часами», остальные
- «Малыми Часами».
Лит.: Иустин, еп. Смысл и значение православно-христианского
ежедневного богослужения. Изд. 3-е. М., 1894; Некрасов А. Откуда ведет
свое начало и что собою знаменует круг ежедневных богослужений наших //
Прав. собеседник. 1896. Вып. П. С. 392-405; Скабалланович М. Н. Толковый
Типикон. Вып. I-III. Киев, 1910, 1913, 1915 (репр.: М., 1995).