РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЧАСОСЛОВ

ЧАСОСЛОВ

ЧАСОСЛОВ ЧАСОСЛОВ (калька с греч. - час и слово) - богослужебная кн., содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга - Часов. Ч. - кн. палестинского происхождения. Состав Ч. складывался постепенно, и говорить о конкретном составителе этой кн. мы не можем, хотя традиция приписывает его составление св. Савве. К 9 в. сформировалась уже в виде близком к современному. На Руси первые Ч. появились, вероятно, вместе с полным комплектом богослужебных кн., перевед. с греч. по указ. Феодосия Печерского, при введении богослужения в его монастыре ( после 1062 ). Рус. списков Ч. 11 и 12 вв. не сохранилось. Самые ранние рус. списки относятся к 13 в. Один из них (РНБ, Q. п. I.57) сохранился практически полностью и позволяет судить о суточном круге богослужения в 13 в. Студийская литургическая традиция на Руси была представлена многообразными ред. Типиконов, поэтому рус. списки Ч. 13-14 вв. чрезвычайно разнообразны по составу. Одни из них содержат только молитвословия суточных служб (РНБ, Q. п. I.57), др. содержат еще и доп. ч. (Месяцеслов, службу на Пасху, различные каноны, Апостольские и Евангельские чтения). Особый интерес представляют нек-рые новгор. списки кон. 14 в., отражающие позднюю афон.-студ. (или святогорскую) традицию. Это богослужебные сб., в состав к-рых, помимо Ч., входят и гимнографические кн. (Шестоднев служебный, Триодь и Минея), к-рые могли заменять весь комплект богослужебных кн. в течение всего года. Первые рус. печатные Ч. были изданы при патриархе Иоасафе (1640) и при патриархе Никоне (1653). В наст. время в РПЦ используют Ч. двух типов: 1) Ч. Малый - содержит только неизменяемые молитвословия служб суточного круга богослужения; 2) Ч. Великий - кроме неизменяемых молитвословий содержит также часы с междочасиями в навечерие Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу и др.

Лит.: Диаковский Е.П. Последование часов и изобразительных. Киев, 1913.