РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Имя Ч. стоит в ряду самых выдающихся представителей мировой муз. культуры. Созданные им во всех муз. жанрах произв. не только выделяются исключит. новизной, высокой художественностью, яркостью муз. языка, но и редкой популярностью, способностью быть в равной степени привлекательными для профессионалов и любителей музыки.
Муз. истоки творчества Ч. необычайно разнообразны. Интонации рус. городской и крестьянской песни, бытового романса и танца, особ. вальса, инонациональные эл-ты звучания (франц., итал. музыка), обусловившие мелодическую выразительность произв. композитора, сплавлены с особенностями формообразования и муз. развития, идущими от лучших произв. европ. муз. традиции - В.А. Моцарта (любимого композитора Ч.), Р. Шумана, М.И. Глинки. Каждый из «первожанров» под пером композитора переосмысливается, теряет буквальную конкретность, становится средством муз. обобщения.
Оперы занимают одно из Центр. мест в творчестве Ч. Композитор обращается к сюжетам из разных эпох и традиций (Русь 15 в. в «Чародейке» по драме И.В. Шпажинского, Франция 15 в. в «Орлеанской деве» по драме Ф. Шиллера и др.), широко используя лит. произв. Ф. Шиллера, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др., считая основным условием наличие в либретто ярких человеческих характеров. Динамичность развития, многоплановость драматургии, мелодическая выразительность, напряженная симфоническая разработка способствуют созданию Ч. совершенных образцов оперного действия. Высшими достижениями стали оперы «Евгений Онегин» (1878), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891), каждая из к-рых определила новые формы жанра.
Параллельно с оперой в творчестве Ч. шло развитие симфонической музыки, представленной жанрами собственно симфонии (6 симфоний и симфония «Манфред»), разнообразными проявлениями одночастной программной симфонической поэмы (фантазии «Фатум», 1868; «Франческа да Римини», 1876; увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», оконч. ред. 1880; «Гамлет», 1888 и др.), симфонической сюитой (4 сюиты, из которых последняя - «Моцартиана»), каприччио («Итальянское каприччио», 1880) и др. В произв. отражены сложнейшие драматические конфликты, яркая образность, черты сюжетного развития независимо от существования лит. основы. Лучшими симфоническими сочинениями считаются 4-я симфония (1877), открывшая путь «инструментальным драмам» композитора, 5-я симфония (1888) - образец глубокой философской трагичности, 6-я симфония (1893) - своеобразный Реквием Ч., одна из вершин мировой худож. мысли, завершающая развитие симфонии 19 в. В традициях симфонической музыки решен Ч. и инструментальный концерт, представленный одним из высших достижений в данном жанре - 1-м концертом для фп. с оркестром (1875, позднее были написаны еще два), а также Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром (1876).
П. И. Чайковский
Достижения Ч. в жанре балета сформировались в первом сочинении - «Лебедином озере» (1876) и были продолжены в «Спящей красавице» (1889), «Щелкунчике» (1892), к-рые создавались в сотрудничестве с М. Петипа. Композитор преодолевает сложившийся в рус. театре «дивертисментный» тип балетного спектакля, введя драматургически развитое сюжетное действие, осуществляемое при помощи разработанных в симфониях средств оркестровой выразительности. Ч. сохраняет основные балетные формы (сольные эпизоды, классическая и характерная сюита, пантомима, и др.), делая их этапами сложного драматургического развития.
Яркими страницами отмечено инструментальное творчество Ч. Им создано 3 струнных квартета, фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882, посв. Н.Г.Рубинштейну), ряд инструментальных пьес, среди к-рых выделяется фортепианный цикл «Времена года» (1876).
Непревзойденным мастером проявил себя Ч. в области камерно-вокальной лирики. Создаваемые им на протяжении всей жизни романсы выделяются поэтической вдохновенностью, ярким лиризмом, прекрасной мелодикой, выразительностью фортепианного сопровождения. Круг поэтов, к к-рым обращается Ч., включает имена А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, К.К. Романова, А.Н. Апухтина, Д.М. Ратгауза, Г. Гейне и др. Высоким мастерством отмечены также хоровые сочинения Ч., представленные светскими и духовными жанрами (Литургия Иоанна Златоуста, 1878; Всенощное бдение, 1881 и др.).
Творчество Ч. было широко признано в России и за рубежом уже при его жизни, его воздействие испытали на себе многие композиторы - современники и последователи композитора: С.И. Танеев, А.С. Аренский, С.В. Рахманинов и др.
Лит.: Туманина Н.В. Чайковский. Путь к мастерству. М., 1962; Туманина Н.В. Великий мастер. М., 1968; Асафьев Б.В. О музыке Чайковского. Л.,1972.