РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЦЕЗУРА

ЦЕЗУРА

ЦЕЗУРА ЦЕЗУРА (от лат. caesura - рассечение) - постоянный словораздел в стихе. Обычна располагается в серединной ч. стиха и делит его на два полустишия. При наличии Ц. размер называется цезурным. Являясь ритмич. опорой для слуха, Ц. обычно употребляется в длинных размерах (6- и более стопных). В силлабо-тонич. системе стихосложения Ц., как правило, совпадает с границей стоп. В 5-стопном ямбе, употреблявшемся в 18 - нач. 19 в. преимущ. в цезурном варианте, Ц. стояла на 2-й стопе (после 4-го слога): Безумных лет / угасшее веселье // Мне тяжело, / как смутное похмелье, А.С. Пушкин; в классич. 6-стопном ямбе - на 3-й стопе (после 6-го слога): Надменный пременщик, / и подлый, и коварный, // Монарха хитрый льстец / и друг неблагодарный, К.Ф. Рылеев; в 6-стопном хорее - на 3-й стопе: Перед воеводой / молча он стоит; //Голову потупил, / сумрачно глядит, И.С. Тургенев; в 4-стопном амфибрахии - обычно на 2-й стопе: Кто скачет, кто мчится / под хладною мглой? //Ездок запоздалый, / с ним сын молодой, В.А. Жуковский. Цезурные размеры звучат более ритмично, чем бесцезурные. Ц. ощутима только в ряду стихов, где постоянный словораздел создает ритмич. ожидание внутристиховой паузы. Отмечая интонац. паузой границы полустиший, Ц. приобретает черты сходства со стихоразделом (паузой, отмечающей границы стихов), поэтому предцезурное сильное место становится обязательно-ударным; предцезурная стопа может получить наращение, т. е. добавочные безударные слоги (в один слог: Я вольный ветер, / я вечно вею, // Волную волны, / лаская ивы, К.Д. Бальмонт; в 2 слога: В шумном платье муаровом, / в шумном платье муаровом //По аллее олуненной / Вы проходите марево, И. Северянин); или усечение, т. е. опущение безударных слогов (В этих раскидистых кленах / мы наживемся все лето, // В этой сиреневой даче / мы разузорим уют, И. Северянин); цезурное окончание м. б. отмечено внутр. рифмой: Три у Будрыса сына, / как и он, три литвина, А.С. Пушкин. Как и всякий словораздел, Ц. в завис. от позиции последнего ударного слога определяется как муж., жен., или дактилич. Иногда Ц. бывает сдвинута на один слог в 2-сложных размерах и на один или два слога в 3-сложных (Не поправить дня / усильями светилен, //Не поднять теням / крещенских покрывал, Б. Пастернак) или ослаблена в нек-рых стихах, иногда цезурные и бесцезурные стихи могут чередоваться (исключение здесь составляет 6-стопный хорей, употреблявшийся в рус. поэзии в двух несмешиваемых разновидностях). В сверхдлинных стихах могут вводиться два или даже три Ц. (Близ медлительного Нила, / там, где озеро Мерида, / в царстве пламенного Ра. //Ты давно меня любила, / как Озириса Изида, / друг, царица и сестра!, В.Я. Брюсов).