ЦЕРКОВЬ - 1) Орг-ция духовенства и верующих христ. религии (по
отношению к др. религиям используется крайне редко). Осн. признаками Ц.
являются иерархич. структура духовенства, его эмансипация от мирян, наличие
общей догматич. системы верования, канонич. лит-ры, централизов. структуры
управления. В 1 в. н. э. гл. фигурами в христ. Ц были апостолы, однако
со 2 в. н. э. идет установление епископальной Ц. Формирование единой церк.
орг-ции происходит после Никейского собора (325). С 5 - 6 вв. выделяются
монофизитские церкви (коптская, армянская и др.). В 1054 оформляется разделение
Ц. на римско-католич. и греко-правосл. После Реформации выделяются неск.
ветвей протестантской Ц. (лютеранство, кальвинизм). Имеются и др. орг-ции
Ц. (униаты, баптисты и др.). Как правило, должностные лица Ц. избираются
или назначаются самой Ц. (католицизм, православие и др.), однако в нек-рых
Ц. (кальвинистская) дух. лица выбираются мирянами. Наиб. жесткой централизацией
отличаются католич. и правосл. Ц., менее централизованны протестант. Ц.
Низовым звеном Ц. являются приходы, возгл. священниками или пасторами;
гр. приходов (обычно по обл. принципу) объединяется в епархии во гл. с
епископами. В католич. и англиканской Ц. имеются более крупные объединения
- архиепископства. Более дифференцированны верх. структуры Ц. В нек-рых
из них (протестантские, баптистские и др.) жестко централизов. руководство
отсутствует, а функции руков. органов выполняют разного рода синоды, союзы
и т. п., предоставляющие низовым звеньям большую независимость. Во гл.
нек-рых правосл. Ц., в т. ч. рус. правосл., стоят патриархи, каждая из
них независима от др. и самоуправляема (автокефальна). В католич. Ц. главой
является папа, между ним и епископами - кардиналы. Особым является положение
в англиканской Ц., глава к-рой - король (королева) Великобритании. 2) Культовое
сооружение для выполнения христ. обрядов и молитв, а также собраний верующих
христиан. Как правило, основными эл-ми Ц. являются алтарная часть и помещения
для молящихся.