РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЦАРСКОЕ СЕЛО

ЦАРСКОЕ СЕЛО

ЦАРСКОЕ СЕЛО ЦАРСКОЕ СЕЛО - парадная резиденция рос. императоров к югу от С.-Петербурга. Возникла в 1710 как личная усадьба фаворитки Петра I, будущей имп. Екатерины I, дворц.-парк. ансамбль; герб города представляет собой вензель Екатерины 1 на красном щите под имп. короной.

Имп. Елизавета Петровна, унаследовавшая от матери эту усадьбу, перестроила ее в резиденцию, к-рая должна была уподобиться Петергофу и тем самым приравнять память о Екатерине I к памяти о Петре I. Работы вели архитекторы М.Г. Земцов, А.В. Квасов, С.И. Чевакинский; с 1751 стр-вом руководил обер-архитектор граф В.В. де Растрелли.

Царскосельский ансамбль является высшим достижением растреллиева стиля «елизаветинского барокко», сочетающего грандиозную пышность барокко с уточненным гедонизмом рококо. Среди интерьеров дворца самым впечатляющим является Светлая галерея с огромными окнами и зеркалами в простенках, зрительно дематериализующими стены, с пышным резным золоченым декором, аллегорической скульптурой и огромным плафоном «Триумф России, Победы и Мира» (Дж. Валериани); др. прославленный интерьер дворца - Янтарная комната.

ЦАРСКОЕ СЕЛО

Царское Село. Центральный вход в Екатерининский дворец

По одну сторону от дворца расположен голландский Старый сад Екатерины I, сменяющийся Дикой рощей - садом со сложным регулярным планом, но нестриженными деревьями и «приютом отшельника» - роскошным павильоном «Эрмитаж». Симметрично им - Новый сад франц. типа, сменявшийся Зверинцем с павильоном «Монбижу» в центре, похожим на Эрмитаж.

При Екатерине II в 1770-х гг. возле елизаветинских садов арх. В.И. Неелов, сад. мастера И. Буш и Т. Ильин создали один из первых в России англ. парков с многочисл. павильонами и памятниками, образующими неск. участков с разной семантикой: англоголландский «готический» павильон «Адмиралтейство» (Неелов, 1772 - 77) с гравюрами видов парков Англии; «турецкий» участок - Башня-руина с турецкой беседкой (Ю.М. Фельтен, 1771-73) - памятник победы в войне 1768 - 74, одна из первых «руин» в России; «китайский», с «Китайским театром» (И.В. Неелов, 1777 - 79, первый в России каменный постоянный театр), «Китайской деревней» (строил Ч. Камерон с 1782); в разных местах парка возведены памятники в античном духе в честь побед в турецкой кампании и в память заслуг фаворитов Г.Г. Орлова и А.Д. Ланского (арх. Ринальди).

В 1780 -90-х гг. около дворца построено подобие римских терм с галереей (Ч. Камерон), примыкающее к личным покоям императрицы во флигеле дворца. Поблизости от Терм построены павильон «Концертный зал» с антич. мозаикой «Похищение Европы» и «Руина» из подлинных античных обломков, а в Новом саду - Александровский дворец, самое античное по архитектуре здание в России (все три - Дж. Кваренги). Эти постройки воплотили освоение Россией античной культуры.

При Екатерине II построен также Баболовский дворец (Неелов) для фаворита Екатерины II, героя рус.-тур. войны Г. Потемкина, в «турецко-готическом» стиле, подчеркнуто неправильный в плане, знаменитый своей огромной монолитной ванной в центре главного зала; начато стр-во программного города Софии.

ЦАРСКОЕ СЕЛО

Царское Село. Камеронова аллея

В результате с кон. 18 в. царскосельская резиденция представляла модель мировой культуры, где центральное место принадлежит античности. Мн. постройки Ц.С. являются своеобразными «цитатами» из ушедших культур. Постройки Растрелли в этом контексте получили значение России «готической», России до Просвещения. Восприятие Ц.С. в 19 в. определялось этой моделью, к-рая получила дальнейшее развитие в создании романт. Александровского парка (1810 - 30-е гг., арх. А.А. Менелас) с павильонами в духе англ. архитектуры от романского периода до Ренессанса и в возведении обширного архит. ансамбля в др.-рус. духе (1895- 1917, арх. В.А. Покровский, С.С. Кричинский, В.Н. Максимов, С.Ю. Сидорчук) с соб. Федоровской Божией Матери. Антич., готич. и рус. ансамбли являются крупнейшими худож. манифестами царствований Екатерины II, Николая I и Николая II.

Город Ц.С. возник как придворцовая слобода, в 1808 в него включен г. София, с 1837 Ц.С. связано с С.-Петербургом первой в России железной дорогой. В Ц.С. квартировали Гусарский, Кирасирский и др. привилегированные полки. К нач. 20 в. город был весь освещен электричеством (первым в Европе, с 1887), оснащен водопроводом, канализацией с биологической очисткой, мусоросжигательной станцией, автобусным движением. С 1904 Ц.С. стало постоянной имп. резиденцией. После Окт. рев-ции 1917 город переименован в Детское Село, т. к. здесь разместились мн. дет. колонии.

В 1811-43 во флигеле Екатерининского дворца находился Лицей - элитное уч. заведение, подготовлявшее европейски образованных мол. людей к гос. деят-ности. И название уч. заведения, и античный стиль окружающих парковых сооружений способствовали формированию нового для России типа личности, новой ментальное™. В культ. сознании лицей связан с именем А.С. Пушкина, учившегося здесь в 1811 - 17, а впоследствии многократно возвращавшегося в Ц.С. Пространство царско-сельск. парков - «сады Лицея», - формируя своей семантикой личность поэта, через его творч. стало важным фактором развития рус. культуры. В свою очередь, эти парки стали восприниматься через поэтич. описания их в творч. Пушкина, что породило в 19 в. особую «царскосельскую поэзию», соединявшую архит. впечатления с ист. воспоминаниями и поэтич. диалогами (И.Ф. Анненский, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова), поэтика Ц.С. парков оказала влияние на формирование поэтич. принципов акмеизма. В творч. О.Э. Мандельштама и Ахматовой взаимодействие арх., истории и поэтич. традиций стало важным фактором всей поэтики («Поэма без героя»).

В совр. культ. восприятии Ц.С. - прежде всего город А.С. Пушкина. Связь Ц.С. с Пушкиным в рус. культуре формировалась в течение 19 в. и усиленно пропагандировалась в сов. время при искусственном вытеснении др. культ. связей. Это отразилось в переименовании в 1937 города в «Пушкин».

В 1941-44 гитлеровскими войсками городу и дворцово-парковому ансамблю был причинен значительный урон, в частности, сгорела половина Екатерининского дворца, исчезла Янтарная комната. Но культ. урон причинили и нек-рые, принятые в ходе реставр. работ, искусственные решения: уничтожение комнат семьи Николая II в Александровском дворце, реконструкция Старого сада на эпоху Елизаветы I. Споры вокруг последнего проекта возродили интерес к садово-парковому искусству, важнейшим проявлением к-рого можно считать семиотическую концепцию парков Д.С. Лихачева.

Лит.: Бенуа А. Н. Царское Село в царствование императрицы Елисаветы Петровны. СПб., 1910; Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М., 1946; Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991; Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1992.