РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЫТОВОЙ ЖАНР

БЫТОВОЙ ЖАНР

БЫТОВОЙ ЖАНР БЫТОВОЙ ЖАНР - один из осн. жанров изобр. иск-ва, обращающийся к темам повседневной жизни, быта. Появляется уже в первобытном иск-ве, присутствует в иск-ве Др. Востока, Египта, Др. Греции и Рима. В европ. иск-ве Б.Ж. из жанровых сцен, включ. в контекст аллегорич. или религиозных произв., постепенно развился в самостоят. вид иск-ва, повествующий о повседневной жизни, труде и праздниках. Б.Ж. прошел через европ. реализм, академизм, барокко, классицизм.

Для рус. живописи 18 в. характерно незначит. распространение Б.Ж. Выделяются произв. М. Шибанова и И. Еременева, представляющие собой полуэтнографич. (костюмные) зарисовки (М. Шибанов. «Празднество свадебного договора», 1777; И. Еременев. «Нищие», нач. 1770-х).

В произв. Б.Ж. рус. иск-ва 1-й пол. 19 в. впервые поднятая тема крестьянского труда и быта окрашена поэтически-идеалистич. восприятием действительности (А.Г. Венецианов, венециановская школа). В дальнейшем произв. Б.Ж. приобретают все б. драматич. звучание (А.А. Агин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, П.М. Шмельков). В рус. иск-ве 2-й пол. 19 в. Б.Ж. связан с творчеством передвижников (Г.Г. Мясоедов, К.А. Савицкий, В.М. Максимов, В.Е. Маковский, И.Е. Репин). Произв. кон. 19 - нач. 20 в. ориентированы на запечатление преходящего мгновения бытия, изменение человека вместе с окружающим миром (В.А. Серов, Ф.А. Малявин, К.Ф. Юон).
 

БЫТОВОЙ ЖАНР

Л.И. Соломаткин. Славильщики городовые. 1867

Б.Ж. после 1917 обусловлен развитием нового обществ. строя. В 20-е гг. создается особый тип картины, к-рая выполняет функции изобразит. документа, доходчивого рассказа, средства агитации, становится одним из наиб. идеологизиров. жанров изобразит. иск-ва. Поэтич., нередко символич. характер приобретает Б.Ж. в творчестве худ. П.П. Кончаловского, К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова и др. В 30-е гг. утверждается праздничное, позитивное восприятие и отражение жизни (С.В. Герасимов, А.А. Пластов и др.), практически полностью игнорируются негативные явления эпохи, зарождается теория бесконфликтности.

Б.ж. периода Всл. Отеч. войны отражает жизнь фронта и тыла (А.И. Лактионов, А.Ф. Пахомов, Ю.М. Непринцев и др.), нач. 50-х гг. связано с темой восстановления, энтузиазма коллект. мирного труда (Т.Н. Яблонская, А.А. Мыльников и др.), утверждается теория бесконфликтности, характерно мелкотемье (Ф.П. Решетников, С.А. Григорьев и др.). Новый этап в развитии Б.Ж. наступает во 2-й пол. 50-х гг. Важную роль сыграли художники «сурового стиля» (В.И. Иванов, П.Ф. Никонов, Н.И.Андронов, Г.М. Коржев, В.Е. Попков, Д.Д. Жилинский и др.). Повседневная жизнь человека, об-ва трактуется диалектически, нередко подчеркнуто драматично, большое знач. приобретает нравств. аспект трактовки темы, намечается тенденция соотнесения человека с общими, вечными проблемами бытия (В.Е. Попков, Е.Е. Моисеенко и др.). Широкое распространение получает деревенская тема (А.А. Пластов, В.Н. Гаврилов, В.Ф. Стожаров, братья А.П. и С.П. Ткачевы). Усиливается народный, нац. характер трактовки тем, особенностей живописных решений, выбора круга традиций. Особое место занимают художники-примитивисты, или мастера, использующие традиции нар. иск-ва (Е. Честняков, Е. Струлев и др.). Со 2-й пол. 70-х (период застоя) заметны черты идеализации действительности, поиски идеал. героев, эмоциональный строй к-рых восходит к «безоблачным» картинам 30-50-х гг. (С. Жемерикин, О. Филатчев). Одноврем. 70-80-е отмечены появлением эл-тов критич. осмысления жизни об-ва (Т. Назаренко, Нестерова, Сундуков и др.). Значит. расширяется тематика произв., получают отражение трагич. страницы истории отечества.