РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БРЮСОВ Валер. Як.

БРЮСОВ Валер. Як.

БРЮСОВ Валер. Як. БРЮСОВ Валер. Як. (1873-1924) - поэт, прозаик, лит. критик, переводчик. Род. и жил в Москве. Еще учась в г-зии Л.И. Поливанова, пережил увлечение философией Спинозы и Лейбница. В нач. 1890-х гг. познакомился с творчеством франц. символистов (Ш. Бодлера, П. Вердена, С. Малларме и др.) и под их влиянием предпринял первые поэтич. опыты. С сер. 1890-х гг. Б. - один из лидеров нарождавшегося рус. модернизма. В 1894-95 издал три вып. сб. «Рус. символисты», где ему принадлежало большинство стихов и переводов. «Новая поэзия», считал Б., должна была выражать «тонкие, едва уловимые настроения», гипнотизировать читателя «рядом сопоставл. образов». Сб. получили резко отрицат. отзывы. Скандальную известность приобрело одностишие Б. «О, закрой свои бледные ноги!», долгое время служившее хрестоматийным примером крайностей декадентской поэзии. Тогда же вышел сб. «Chefs doeuvres» («Шедевры», 1895), к-рый Б. завещал «вечности и иск-ву». Этот сб., как и «Meeumesse» («Это - я», 1897) явился характерным образцом декадентской лирики рубежа веков с ее декларацией индивидуализма, иррационализма, эл-тами эпатажа, причудливостью образов, необычностью формы и т.д. В целом благожелательно встречен сб. «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), где возникают новые темы и мотивы: фрагменты совр. жизни, мифологич. сюжеты, история (напр., раздел «Любимцы веков»). В 1899 Б. - организатор символистского изд-ва «Скорпион». Был фактическим составителем и ред. альм. «Сев. цветы», объединявшего представителей «нового иск-ва». В 1904-08 Б. - руководитель и ведущий теоретик ж. «Весы», осн. органа рус. символистов. Программное значение имели такие статьи Б., как «Ключи тайн» (1904), «Священная жертва» (1905), «Свободаслова» (1905), вк-рых он отстаивал безусловную свободу самовыражения художника. Б.-критика (кн. «Далекие и близкие», 1912) отличали строгость оценок, вкус, поэтич. чутье, обширная эрудиция, конкретность анализа. Вехами в лит. жизни России нач. века стали сб. «Urbi et Orbi» («Граду и миру», 1903) и «Stephanos» («Венок», 1906). Так, А. Блок увидел в первом из них «ряд небывалых откровений, озарений почти гениальных». Ключевыми в сб. были урбанистич. (Б. - один из первых в России поэтов-урбанистов) и эротич. (тема «земной» любви-страсти) мотивы, однако Б. не чужда в это время и гражданств. лирика (особой популярностью пользовались стих. «Каменщик», «Кинжал»). Значит. внимание уделял поэт, поискам «б. свободного, б. гибкого, б. вместительного стиха», добиваясь стройности, целостности и смыслового единства сб-ков, оказав этим влияние на А. Блока, А. Белого и др. Автор ром. «Огненный Ангел» (1907-08) - стилизов. повествования о Германии 16 в., в подтексте к-рого - история сложных взаимоотношений Б., А. Белого и Н. Петровской, ист. ром. из жизни Рима 4 в., сб. рассказов «Земная ось» (1907), «Ночи и дни» (1913), отличающихся ясностью и строгостью формы, лаконизмом, отчетливым сюжетом, композиц. завершенностью. Издал такжесб. «Всенапевы», 1909; «Зеркала теней», 1912; «Семь цветов радуги», 1916; «Девятая Камена», 1917. Выступал с лекциями и ст. по истории и теории лит-ры (в т.ч. творчеству Пушкина и стиховедению: «Наука о стихе», 1919; и др.). Приняв Окт. революцию, деятельно работал в сфере культуры (пред. Всерос. союза поэтов, инициатор создания и лектор Высшего лит.-худож. ин-та, активный переводчик арм. поэзии, за что удостоен звания нар. поэта Армении, и т.д. В сб-ках Б. «Персидские мечты», 1920; «В такие дни», 1921; «Миг», 1922; «Дали», 1922; «Меа», 1924, наряду с традиц. для Б. темами присутствует политич. проблематика. Б. ищет новый стиль в формах «неоклассицистич.» оды и дает образцы «науч. поэзии». Один из «вождей» отеч. символизма и реформатор стиха, Б. вошел в историю Серебряного века как «самый культурный писатель на Руси» (М. Горький).
 

БРЮСОВ Валер. Як.

В.Я. Брюсов