БРЮЛЛОВ Карл Пав. (1799-1852)
- худ., проф. живописи. В возрасте 10 лет вместе со старшим братом А.Брюлловым
поступил в АХ, где занимается под рук-вом А.Е. Егорова, А.И. Иванова, В.К.
Шебуева, И.П. Мартоса. В 1821 получил зол. медаль за картину «Явление Аврааму
трех ангелов у дуба Мамврийского». Среди ранних работ также - полотно «Нарцисс»
(1819). В 1822 направлен в Италию на средства Об-ва поощрения художников.
По повелению имп. его фам. «Брюлло» изменена на «Брюллов». В Риме познакомился
с Ф.А. Бруни, работал в мастерской Б. Торвальдсена. Для АХ выполнил копию
«Афинской школы» Рафаэля; создал ряд полотен, посв. Италии: «Итал. утро»
(1823), «Эрминия у пастухов» (1824), «Сатир и вакханка» (1824), «Итал.
полдень» (1828), «Вирсавия» (1830). Светлый колорит, создающий впечатление
ничем не омрач. радости жизни, передача ярких человеч. чувств, эмоциональность
приближают полотна Б. к романтизму. Художник отступает от канонов академии,
живописи, стремясь к естественности изображения. В 1823-33 по заказу А.Демидова
Б. создал полотно «Последний день Помпеи», где проявил себя в этой работе
как сильнейший колорист и рисовальщик, передав динамикой движения переживания
охвач. ужасом людей. Идеальность представл. типов, характер построения
композиции сближают работу Б. с классицизмом, но напряженность, динамика
картины выводят ее за рамки академии, живописи. Картина была высоко оценена
в Италии. Глава итал. художеств. школы Камуччини объявил Б. художником-колоссом,
В. Скотт назвал полотно эпопеей. В 1834 картина была перевезена в Россию,
где также имела успех. В 1835 Б. вернулся в Пб., с 1836 проф. АХ. В Казанском
соборе им создан большой запрестольный образ «Взятие Божией Матери на небо»;
в Сергиевской пустыни образ «Св. Троица». В 1842 приступил к большой работе
в Исаакиевском соборе. Роспись плафона с изображением молящейся Богоматери
(800 м) начата Б. и закончена Васиным. Нек-рые работы Б. относятся к жанру
ист. живописи: «Смерть Инессы де Кастро», «Осада Пскова» (не закончена).
Проявил себя как выдающийся портретист: «Всадница» - портрет Джиованнины
Пачини (1832), портреты В.А. Перовского (1837), Ю.П. Самойловой с Амацилией
Пачини (ок. 1839), И.А. Крылова (1839), автопортрет (1848). Последние годы
Б. провел на острове Мадера и в Италии; похоронен в Риме.
Лит.: Карл Брюллов:
(Альбом / Авт.-сост. М.М. Ракова). М., 1988; Леонтьева Г.К. Карл Брюллов.
2-е изд. Л., 1983; Порудоминский В.И. Брюллов. М., 1979; Корнилова А.В.
Карл Брюллов в Пб. Л., 1976; Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов. М., 1963;
К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961.