РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БРЮЛЛОВ Карл Пав.

БРЮЛЛОВ Карл Пав.

БРЮЛЛОВ Карл Пав. БРЮЛЛОВ Карл Пав. (1799-1852) - худ., проф. живописи. В возрасте 10 лет вместе со старшим братом А.Брюлловым поступил в АХ, где занимается под рук-вом А.Е. Егорова, А.И. Иванова, В.К. Шебуева, И.П. Мартоса. В 1821 получил зол. медаль за картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Среди ранних работ также - полотно «Нарцисс» (1819). В 1822 направлен в Италию на средства Об-ва поощрения художников. По повелению имп. его фам. «Брюлло» изменена на «Брюллов». В Риме познакомился с Ф.А. Бруни, работал в мастерской Б. Торвальдсена. Для АХ выполнил копию «Афинской школы» Рафаэля; создал ряд полотен, посв. Италии: «Итал. утро» (1823), «Эрминия у пастухов» (1824), «Сатир и вакханка» (1824), «Итал. полдень» (1828), «Вирсавия» (1830). Светлый колорит, создающий впечатление ничем не омрач. радости жизни, передача ярких человеч. чувств, эмоциональность приближают полотна Б. к романтизму. Художник отступает от канонов академии, живописи, стремясь к естественности изображения. В 1823-33 по заказу А.Демидова Б. создал полотно «Последний день Помпеи», где проявил себя в этой работе как сильнейший колорист и рисовальщик, передав динамикой движения переживания охвач. ужасом людей. Идеальность представл. типов, характер построения композиции сближают работу Б. с классицизмом, но напряженность, динамика картины выводят ее за рамки академии, живописи. Картина была высоко оценена в Италии. Глава итал. художеств. школы Камуччини объявил Б. художником-колоссом, В. Скотт назвал полотно эпопеей. В 1834 картина была перевезена в Россию, где также имела успех. В 1835 Б. вернулся в Пб., с 1836 проф. АХ. В Казанском соборе им создан большой запрестольный образ «Взятие Божией Матери на небо»; в Сергиевской пустыни образ «Св. Троица». В 1842 приступил к большой работе в Исаакиевском соборе. Роспись плафона с изображением молящейся Богоматери (800 м) начата Б. и закончена Васиным. Нек-рые работы Б. относятся к жанру ист. живописи: «Смерть Инессы де Кастро», «Осада Пскова» (не закончена). Проявил себя как выдающийся портретист: «Всадница» - портрет Джиованнины Пачини (1832), портреты В.А. Перовского (1837), Ю.П. Самойловой с Амацилией Пачини (ок. 1839), И.А. Крылова (1839), автопортрет (1848). Последние годы Б. провел на острове Мадера и в Италии; похоронен в Риме.

Лит.: Карл Брюллов: (Альбом / Авт.-сост. М.М. Ракова). М., 1988; Леонтьева Г.К. Карл Брюллов. 2-е изд. Л., 1983; Порудоминский В.И. Брюллов. М., 1979; Корнилова А.В. Карл Брюллов в Пб. Л., 1976; Ацаркина Э.Н. Карл Павлович Брюллов. М., 1963; К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961.
 

Карл Пав.

К.П. Брюллов. Худ. В.А. Тропинин