РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БРУНИ Фед. (Фиделио) Антониевич

БРУНИ Фед. (Фиделио) Антониевич

БРУНИ Фед. (Фиделио) Антониевич БРУНИ Фед. (Фиделио) Антониевич (1800(?)-75) - живописец-монументалист, гл. рус. академизма и выразитель идей раннего романтизма. Точная дата и место рожд. не установлены (указываются 1799, 1800 и 1801, Милан и Москва). Отец Б., живописец Антонио Бароффи, выходец из итал. Швейцарии, работал в Царском Селе. В возрасте 10 лет Б. поступает в АХ. По окончании уезжает в Рим, где сближается с кружком З.Волконской. Первая зрелая работа Б. - «Портрет Волконской в костюме Танкреда» - отражает настроения романтизма 20-х гг. В работах «Св. Цецилия», «Святое семейство», «Пробуждение Граций», «Смерть Камиллы, сестры Горацио» Б. следует канонам академич. классицизма, не исключая и эл-тов романтизма. Тема античности получает лирич. звучание в картинах «Вакханка и Амур» и «Торквато Тассо со своей сестрой Корнелией». В 30-е гг. значит. место в творчестве Б. занимают библ. сюжеты («Моление о чаше», образы 4 евангелистов для церкви Зимнего дворца, «Покров Богородицы для Казанского собора»). В 1841-45 участвует в росписи Исаакиевского собора. Наиб. известны фрески на аттиках: «Сотворение мира» и «Всемирный потоп». Со 2-й пол. 30-х гг. Б. работает над полотном «Медный змий» (по изв. библ. сюжету о гибели в пустыне возроптавших на Бога евреев), ставшим одним из шедевров монумент. живописи сер. 19 в. С 1836 Б. проф. в Петерб. АХ, с 1855 ректор отделов живописи и ваяния, а с 1866 и мозаичного отделения. Мн. лет работает в Эрмитаже. Создает ряд портретов и росписей, картоны образов Храма Спасителя в Москве.

Лит. /Савинов А.Н. Федор Антонович Бруни. М.-Л., 1949; Верещагина А.Г. Федор Антонович Бруни. Л., 1985.