РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Вместе с Маяковским ред. газ. «Иск-во коммуны» (1918), журн. «ЛЕФ» (1923-25) и «Новый ЛЕФ» (1927-28). Активно пропагандировал лефовские теории и лозунги «лит. факта», «социального заказа». Совм. с Маяковским написал пьесу «Радио-октябрь» (1926), меломиму «Москва горит» (1930). Автор оперных либретто - «Камаринский мужик» (муз. В. Желобинского, 1933), «Именины» (муз. Желобинского, 1935), «Иван Грозный» (1941). В кн. «Звуковые повторы» (1917), посв. проблемам стиховедения, Б. на примере поэтич. речи Пушкина и Лермонтова описал эвфонический прием, заключающийся в повторении внутри стиха и в соседних стихах групп одинаковых или похожих звуков, и предложил классификацию звуковых повторов. Продолжил иссл. в книге «Ритм и синтаксис» (1927). В кон. 20-х - нач. 30-х гг. работал в сценарном отделе к/ст. «Межрабпомфильм», был ред. и консультантом мн. фильмов, отстаивая лефовскую ориентацию на факт. Автор сценариев ф.: «Потомок Чингис-хана (1928, реж. В. Пудовкин), «Два-Бульди-Два» (совм. с Н. Агаджановой, 1929, реж. В. Жемчужный), «Случай в вулкане» (совм. с М. Розенфельдом, 1941, реж. Е. Шнейдер), сюжет подсказан сиб. писателем И. Новокшоновым, работавшим в 1926-33 над одноим. пов. (опубл. в 1966). Муж Л.Ю. Брик - хозяйки модного в нач. 20 в. лит.-худож. футуристич. кружка, предмета многолетней привязанности и героини мн. стихов и поэм Маяковского.
Соч.: Услужливый эстет // ЛЕФ. 1923, № 2; За политику // Новый ЛЕФ, 1927, № 7; Противокиноядие // Новый ЛЕФ, 1927, № 2; Не теория, а лозунг // Печать и революция, 1929. № 1; Как мы работаем над сценарием. М., 1936.