РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С кон. 1780-х гг. по 1794 Б. принимает участие в отделке парадных помещений имп. дворца в Павловске (арх. Ч. Камерон, 1782-1804): интерьер Верхнего вестибюля - тематика отделки напоминает о победах рус. армии в рус.-тур. войнах кон. 18 в.; композиции из знамен, оружия, доспехов и т.п. на гладком фоне тониров. стен; интерьер Итал. (Круглого) зала - стены отделаны искусств. мрамором, простенки заполнены накладными панно, над ними помещены овальные лепные медальоны, в полуциркульных нишах размещены античные скульптуры; интерьер Греч. зала - осн. роль в объемно-пространств. композиции отведена ордеру, колонны коринфского ордера, облицов. зеленым искусств. мрамором, размещены по периметру зала, стены обработаны нишами со скульптурой. Б. также оформляет интерьеры залов Войны и Мира, Коврового кабинета, Б-ки, Малого кабинета, Туалетной комнаты и т.д. В 1796 имп. Павел I предписывает провести ряд реконструкций в анс. своей резиденции. По проекту Б. гл. корпус перестает быть доминирующей частью дворца, к-рый принял вид грандиозного архит. сооружения с незначит. выделением центра. Б. достраивает флигели и боковые колоннады; в 1796-01 принимает участие в создании Павловского парка - одного из крупнейших пам. садово-паркового иск-ва эпохи классицизма. В нач. 1790-х гг. Б. приступает к работам в Гатчине, где создает ряд архит. сооружений в Гатчинском парке. Наиб. значит. из них - Большая терраса на Длинном острове, расположенная почти на оси дворца и являющаяся центр. композиц. звеном прилегающей ко дворцу части парка. Большая терраса - превосходный пример синтеза архитектуры и скульптуры в архитектуре классицизма. В 1798 перед террасой Б. создает регулярный сад, украш. скульптурами итал. мрамора. В 1792-96 по его проектам создаются лесная оранжерея в англ. саду, Адмиралтейские и Березовые ворота на границах парка и портал «Маска». В 1790-1800 Б. привлекается к работам по реконструкции дворца (арх. А. Ринальди, 1766 - нач. 1780-х гг.). Крупнейшая постройка Б. в СПб. - анс. Михайловского (Инженерного) замка (1797-1800), гор. резиденция имп. Павла I. Общая планировочная схема представляет собой квадрат со вписанным в него 8-угольником дворца. Внутр. планировку отличает разноообразие архит. форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, перемежаются овальными, круглыми, прямоугольными. Интерьеры Михайловского замка выполнены с присущими Б. пышностью и изяществом. Среди др. работ Б. в Санкт-Пб.: изменения в интерьерах Зимнего, Мраморного, Таврического и др. дворцов, сооружение Румянцевского обелиска (в память полководца П. Румянцева и его побед в рус.-тур. войне 1768-73 гг.), проектирование мостов через каналы вблизи Михайловского замка, изготовление декоративного саркофага в соборе св. Екатерины и др.
Лит.: Врангель Н. Винцент Бренна // Старые годы, 1908, март-апр.; Успенский А.И. Павловские дворцы и дворцовый парк. М., 1912; Лансере Н.Е. Архитектура и сады Гатчины // Старые годы, 1914, июль-сент.; Шуйский В.К. Винченцо Бренна. Л., 1986.