БРАТСТВА ЦЕРКОВНЫЕ нац.-религ.
орг-ции. Вопрос о происхождении Б.Ц. слабо разработан. Уже первые монахи
являли собою союзы «братьев во Христе», позднее эти союзы стали обнимать
неск. монастырей, их состав стал пополняться лицами, не принадлежавшими
к монастырской братии (как духовными, так и светскими). Деятельность этих
братств была обращена на церк. нужды. В Древней Руси известны «братчины»
и «медовые братства», возникшие вскоре после принятия христианства. Первые
сведения о Б.Ц. (братчинах) датированы 1159, когда, согласно Ипатьевской
летописи, жители Полоцка пригласили своего кн. Ростислава на Петров день
на братчину. Судная Псковская грамота и нек-рые грамоты моск. князей доносят
сведения о существовании подобных Б.Ц. в Новгороде, Пскове, на сев.-вост.
России. Находясь под охраной княж. и великокняж. власти, братчины получили
широкое распространение, особенно в сев. и сев.-вост. части страны. В зап.
Руси при храмах также существовали церк. союзы. Возможность (на основе
Магдебургского права) выработать уставы своих Б.Ц. для осуществления церковно-устроит.,
благотворит. и религиозно-просветит. целей позволила православным жителям
(принадлежавшим к торг.-ремесл. сословию) городов, находившихся под властью
Польши и Литвы, создать и укрепить Б.Ц. прежде всего в таких крупных центрах,
как Вильна и Львов (15 в.), Витебск, Метиславль, Минск (16 в.) и др. Одной
из гл. целей Б.Ц. стала борьба с католицизмом, стремившимся подчинить себе
правое л. население зап.-рус. областей. Значит. внимание Б.Ц. уделяли просвещению,
сохранению культурных ценностей народа (см. Братские школы). С кон. 17
в. обстоятельства, вызвавшие энергичную деятельность Б.Ц., стали терять
прежнюю остроту, Б.Ц. приходили в упадок. В 18 в. закрыто Львовское Б.Ц.,
в кон. 18 в. - Виленское и Луцкое. Незначит. Б.Ц. сохранились в местечках
зап. областей Белоруссии и Украины.
Восстановление Б.Ц. приходится
на время «великих реформ» Александра II: 8 мая 1864 император утвердил
осн. правила для учреждения православных Б.Ц. Необходимость их воссоздания
была вызвана как усиливавшейся католич. пропагандой в зап. частях Рос.
империи (особенно в Царстве Польском), так и ростом атеистич. пропаганды,
падением авторитета священнослужителей. Б.Ц. осуществляли религиозно-просветит.,
миссионерскую, благотворит. и церковно-благоустроит. деятельность. К 1893
существовало 159 Б.Ц., в к-рых состояло ок. 38 тыс. членов. Перед рев-цией
1917 число Б.Ц. достигло 711. В нач. 20 в. для решения местных нужд стали
созываться т.н. Братские съезды (первый проходил в авг. 1908 в Могилеве).
Б.Ц. подчинялись церк. власти, привлекавшей их, среди прочего, к попечению
в церк. школах (1906). Одна из гл. задач Б.Ц. перед рев-цией - содействие
оживлению приходской жизни, борьба с пьянством и хулиганством, просвещение
«простого народа» с целью укрепления правоелавно-религ. сознания населения
страны. В сер. 1920-х деятельность Б.Ц. запрещена. С кон. 1980-х гг. наметилась
тенденция к восстановлению традиций и возобновлению деятельности правосл.
Б.Ц.