РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БРАТСТВА ЦЕРКОВНЫЕ

БРАТСТВА ЦЕРКОВНЫЕ

БРАТСТВА ЦЕРКОВНЫЕ БРАТСТВА ЦЕРКОВНЫЕ нац.-религ. орг-ции. Вопрос о происхождении Б.Ц. слабо разработан. Уже первые монахи являли собою союзы «братьев во Христе», позднее эти союзы стали обнимать неск. монастырей, их состав стал пополняться лицами, не принадлежавшими к монастырской братии (как духовными, так и светскими). Деятельность этих братств была обращена на церк. нужды. В Древней Руси известны «братчины» и «медовые братства», возникшие вскоре после принятия христианства. Первые сведения о Б.Ц. (братчинах) датированы 1159, когда, согласно Ипатьевской летописи, жители Полоцка пригласили своего кн. Ростислава на Петров день на братчину. Судная Псковская грамота и нек-рые грамоты моск. князей доносят сведения о существовании подобных Б.Ц. в Новгороде, Пскове, на сев.-вост. России. Находясь под охраной княж. и великокняж. власти, братчины получили широкое распространение, особенно в сев. и сев.-вост. части страны. В зап. Руси при храмах также существовали церк. союзы. Возможность (на основе Магдебургского права) выработать уставы своих Б.Ц. для осуществления церковно-устроит., благотворит. и религиозно-просветит. целей позволила православным жителям (принадлежавшим к торг.-ремесл. сословию) городов, находившихся под властью Польши и Литвы, создать и укрепить Б.Ц. прежде всего в таких крупных центрах, как Вильна и Львов (15 в.), Витебск, Метиславль, Минск (16 в.) и др. Одной из гл. целей Б.Ц. стала борьба с католицизмом, стремившимся подчинить себе правое л. население зап.-рус. областей. Значит. внимание Б.Ц. уделяли просвещению, сохранению культурных ценностей народа (см. Братские школы). С кон. 17 в. обстоятельства, вызвавшие энергичную деятельность Б.Ц., стали терять прежнюю остроту, Б.Ц. приходили в упадок. В 18 в. закрыто Львовское Б.Ц., в кон. 18 в. - Виленское и Луцкое. Незначит. Б.Ц. сохранились в местечках зап. областей Белоруссии и Украины.

Восстановление Б.Ц. приходится на время «великих реформ» Александра II: 8 мая 1864 император утвердил осн. правила для учреждения православных Б.Ц. Необходимость их воссоздания была вызвана как усиливавшейся католич. пропагандой в зап. частях Рос. империи (особенно в Царстве Польском), так и ростом атеистич. пропаганды, падением авторитета священнослужителей. Б.Ц. осуществляли религиозно-просветит., миссионерскую, благотворит. и церковно-благоустроит. деятельность. К 1893 существовало 159 Б.Ц., в к-рых состояло ок. 38 тыс. членов. Перед рев-цией 1917 число Б.Ц. достигло 711. В нач. 20 в. для решения местных нужд стали созываться т.н. Братские съезды (первый проходил в авг. 1908 в Могилеве). Б.Ц. подчинялись церк. власти, привлекавшей их, среди прочего, к попечению в церк. школах (1906). Одна из гл. задач Б.Ц. перед рев-цией - содействие оживлению приходской жизни, борьба с пьянством и хулиганством, просвещение «простого народа» с целью укрепления правоелавно-религ. сознания населения страны. В сер. 1920-х деятельность Б.Ц. запрещена. С кон. 1980-х гг. наметилась тенденция к восстановлению традиций и возобновлению деятельности правосл. Б.Ц.