РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БОРТНЯНСКИЙ Дм. Степ.

БОРТНЯНСКИЙ Дм. Степ.

БОРТНЯНСКИЙ Дм. Степ. БОРТНЯНСКИЙ Дм. Степ. (1751-1825) - выдающийся рус. духовный композитор. Род. на Украине, в г. Глухове; мальчиком взят в придворный певч. хор. Учился музыке в СПб. у Б. Галуппи, затем послан учиться у него же в Венеции. Жил в Италии в 1769-79, его оперы ставились в итал. т-рах («Креонт», 1776, Венеция; «Алкид», 1778, там же; «Квинт Фабий», 1778, Модена). По возвращении в СПб. назначен «композитором придворного певческого хора», с 1796 - «директор вокальной музыки» и управляющий Придворной певч. капеллой. Создал ок. 100 соч. в жанре хорового концерта «а капелла», великопостные песнопения («Да исправится молитва моя», «Ныне силы небесные» и др.), пасхальные песнопения («Ангел вопияше», «Светится, светится»), гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», множество отд. песнопений из церк. служб ( в том числе семь «Херувимских»). Б. был крупнейшим и популярнейшим композитором своего времени, его произв. мгновенно расходились по России, исполнялись церк. хорами, крепостными капеллами, любит. ансамблями. Б. уделял внимание и светской музыке (оперы «Празднество сеньора», 1786, Павловск; «Сокол», 1786, Гатчина; «Сын-соперник, или Совр. Стратоника», 1787, Павловск; камерно-инструмент. ансамбли; романсы; хор «Певец во стане русских воинов», 1812, на слова В.А. Жуковского; и др.). Композиторы последующих поколений в 19 веке свысока относились к Б., считая, что европейские формы и итальянизмы его музыки плохо гармонируют с русско-визант. стилем архитектуры, храмовым интерьером, всем строем правосл. службы. Однако в практике церк. пения произв. Б., проникнутые глубоким религ. чувством, выражающие молитв. настроение, всегда оставались очень популярны, а в сер. 20 в. к нему пришло второе признание. Музыку Б. широко исполняют в концертах, в музыковедении вырабатывается представление о нем как о крупнейшем представителе европ. муз. классицизма, плодотворно преломившем традиции этого направления на почве муз. культуры России.

По рассказам современников, перед смертью Б. призвал к себе хор капеллы и приказал петь свой концерт «Векую прискорбна еси, душа моя», под звуки к-рого скончался. Памятник Б. установлен в Нью-Йорке, в епископальном соборе св. Иоанна Богослова.

Лит.: Лебедев Н.А. Березовский и Бортнянский как композиторы церк. пения. СПб., 1887; Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова: Сб. ст. СПб., 1908; Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский: Жизнь и творчество. Л., 1979; Тимофеев Г.Н. Бортнянский // Христианство: Энцикл. словарь. М., 1993. Т. 1. С. 303-304.

БОРТНЯНСКИЙ Дм. Степ.

Д.С. Бортнянский