БОЛЬШЕВИЗМ - одно
из направлений в рус. марксизме. Термин появился в 1903, после того как
на 2-м съезде РСДРП произошел раскол на две фракции («большевики» и «меньшевики»).
При выработке Устава партии В.Ленин и Ю. Мартов предложили две редакции
пункта о членстве в РСДРП. Сторонников Ленина, набравших большинство при
выборах центр. органов партии, стали называть большевиками, пошедших за
Мартовым и Г.Плехановым - меньшевиками. Восстановленное на 4-м съезде РСДРП
(1906) орг. единство партии оказалось непрочным, и в 1912 на конференции
в Праге большевики обособились в самостоят. партию, к-рая с апр. 1917 наз.
РСДРП(б), с 1918 - РКП(б), с 1925 - ВКП(б), с 1952 - КПСС). В 1914 после
неудачной попытки Ленина повести за собой 2-й Интернационал (он предлагал
всем с.-д. Европы бороться за «поражение своего пр-ва в мировой войне»
и за «превращение империалистич. войны в гражданскую») нач. разрыв Б. с
европ. социал-демократией, оформившийся с созданием по инициативе РКП(б)
в 1919 3-го (Коммунистич.) Интернационала (распущен в 1943), провозгласившего
принципы Б. обязательными для входивших в него партий. Идейно Б. представлял
собой род левого «младо-марксизма»; возвращал социализм от науки и утопии
к «религиозному верованию». Все, что у К.Маркса и Ф.Энгельса шло от живого
протеста против состояния дел современного им об-ва, было подхвачено и
утрировано большевиками; вооруж. восст., захват власти, «диктатура пролетариата».
В этом для большевиков - «Закон и пророки», социалистич. рев-ция была для
Б. не выводом, а исходным пунктом, первой аксиомой его: из нее все выводилось
и к ней стремилось, ею все оправдывалось, ей все должно было служить -
во-первых, сплоченная партия, использующая любые легальные и нелегальные
формы полит. борьбы; во-вторых, сильное (тоталитарное) гос-во диктатуры
пролетариата, создаваемое после полит. переворота, берущее от имени об-ва
в целом во владение все средства произ-ва и твердой рукой проводящее социалистич.
преобразования. Гос-во, построенное по большевистскому рецепту, стремилось
от лица об-ва контролировать все приватные отношения, вплоть до самых интимных;
обл. частной жизни чрезвычайно сужается, если не исчезает вовсе, а личности
в теории и практике Б. отводится весьма скромная роль по сравнению с «нар.
массами». Кредо Б. сходно с наполеоновским «большие батальоны решают дело».
Только «замечательная» тео-ретич. беспечность позволяла Ленину искренне
считать эти построения согласными с философией марксизма. Идейная основа
Б. - скорее «субъективный идеализм» (волюнтаристского толка), и нек-рые
большевики поняли это. Лучше всего эту точку зрения выразил А.А. Богданов,
говоривший прямо, что заимствовать у Маркса можно только его теорию классовой
борьбы и социалистич. рев-ции, диалектику же и материализм следует отбросить
как пережиток гегельянства и метафизики 18 в. и взамен создать «настоящую
пролетарскую философию». Он и взялся за это и на основе идей нем. философов
Э. Маха и Р. Авенариуса выработал учение, к-рое назвал «эмпириомонизмом»
- наиб. последовательное и адекватное выражение Б. в философии.