БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО идейное
течение в рус. социал.-демократии нач. 20 в., понимавшее социализм как
человекопоклонство, гуманистич. коллективистскую религию. Виднейшие представители
- А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич, Н. Валентинов, Ю. Стеклов, Г.
Алекскинский, М. Лядов. Выразить идеи Б. в худож. форме пытался М. Горький.
Фил ос. основание - рус. механицизм, прежде всего учение А. Богданова.
Б. вынашивалось радикально настроенными интеллигентами накануне первой
рус. рев. (поэма «Человек» Горького - 1903), поражение к-рой дало толчок
его активной пропаганде (ст. Луначарского «Будущее религии» в ж. «Образование»,
1907, № 10-11; его же кн. «Религия и социализм» в 2 т., СПб., 1908-11;
ст. «Богоискательство и богостроительство» Базарова в сб. «Вершины», СПб.,
1908; «Очерки философии коллективизма», СПб., 1908). В 1907-10 Б. получило
значит. распространение в РСДРП, преим. среди большевиков. Идеи, созвучные
ему, высказали в это время Л. Мартов, Л. Троцкий, Г. Хрусталев-Носарь и
др. Однако наиб. влиятельные лидеры парт. фракций - Г. Плеханов и В.Ленин
резко осудили Б., в результате число его приверженцев в РСДРП заметно уменьшилось,
открытая пропаганда идей Б. почти прекратилась. Нач. 1-й мир. войны поставило
перед социалистич. движением в Европе так мн. новых и неотложных проблем,
что страсти вокруг Б. окончательно утихли. Исходная посылка Б. такова:
коллектив - демиург, потенциально всемогущий. Всемогущество это станет
реальностью в высшем типе коллектива - братском союзе всех трудящихся.
Осуществление такого братства (социалистич. рев-ция) есть поэтому созидание
«истинного» Бога, задача в той же мере религиозная, в какой эконом. и политич.
Б. политизирует религию, рассматривая ее исключит. как орудие самоорг-ции
коллектива, эмоц. прикрепления индивида к общему делу, как лучшее средство
вызвать человека на самопожертвование, подчинить множество индивид. воль
общей цели и тем стабилизировать социум. Так что низвержение старой веры
и замена ее новой - непременное условие смены обществ. строя. Проповедью
рев. культа удобнее всего сплотить массы на борьбу за новый социальный
идеал, а потому необходимо выработать и внедрить в умы «социалистич. религию».
Богочеловек Христос должен уступить место человекобогу, творцу нового мира.
Б. не посягало на идею Бога, но коллектив оставался для него высшим началом,
отвергающим идею личного Бога. Тем самым Б. воспринимало человека лишь
как частицу коллективного целого. Фактически Б. предлагало веру в праведность
и непорочность вождей, было проповедью жертв. и ревностного служения начальству.
Своеобр. аналог Б. в иск-ве - рус. футуризм. Мечтой о человекобоге и грядущем
преображении Вселенной по его воле проникнут худ. манифест этого течения
- опера «Победа над Солнцем» (1913).