РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С принятием крещения Русь постепенно усваивала разл. эл-ты византийского наследия, в т.ч. и богословский. Однако глубокому и прочному усвоению его интеллект. культуры, опирающейся на высшие достижения греч. филос. гения, здесь препятствовали недостаточный уровень собств. просвещенности, удаленность от греко-византийских культурных центров. Христ-во было воспринято Русью в значит. мере эмоционально и мифологически, без должной богослов. основы. Это придало чувств. непосредственность и душевную теплоту рус. православию, но также привело с течением времени к его отрыву от традиции вост. богослов. мысли и к зависимости от зап. теологич. школ. Данному обст-ву способствовало отсутствие православных богословских центров за пределами России после овладения турками христ. Востоком, в силу чего православные богословы вынуждены были получать образование в католич. и протестантских ун-тах. Церковная жизнь порождала и оригин. произв., хотя регулярное богослов. образование, необходимое для формирования богословской науки, сложилось значительно позднее. Наряду с пер. свято-отеч. агиографич. и богослужебных текстов появлялись поучения («Слово о законе и благодати» митр. Илариона, поучения Новгород, еп. Луки Жидяты - 11 в.), описания паломничеств и церковно-ист. событий. Проникновение с 14 в. через Новгород и Псков зап. влияния, проявление ереси стригольников, а затем жидовствующих (кон. 15 в.) вызвали подъем богословской активности. Архиеп. Геннадий собирает первый полный список Библии: преп. Иосиф Волоцкий в «Просветителе» осуществляет практически первый опыт рус. богословия; Зиновий Отенский, опровергая учение Феодора Косого, впервые в рус. лит-ре приводит развернутые доказательства бытия Божия и обличает антитринитарные взгляды («Истины проказания»). Переводит и истолковывает правосл. учение преп. Максим Грек; св. митроп. Макарий изд. Четьи-Минеи.
Стимулом для развития богослов. образования явилась борьба на Ю.-З. с зап. влиянием и унией (1596). В Киеве в 1615 была учреждена Братская школа, впосл. Киево-Могилян. коллегия (с 1701 академия), где очень сильно было влияние зап. схоластич. богословия. Таковы, напр., тр. выпускника Киево-Могилянской коллегии, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского («Камень веры»). Др. выпускник ее - Феофан Прокопович, испытав латинское влияние, позднее симпатизировал протестантизму и вел со Стефаном принцип. спор, касавшийся не только догматич. тонкостей, но и практич. вопросов. Их последователи образовали, по существу, два направления богословской науки и церковной жизни. Сторонники Стефана делали акцент на обряде и таинстве, делах, подчеркивали значение личного подвига человека. Сторонники Феофана - на личной вере, настроении: указывали на необходимость участия христианина в обществ. благоустройстве, защищали связь религии, политики и христ-ва. В 1685 в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия (в 1697 была преобразована по типу Киевской).
Расцвет Б. относится к 19 в., в основе его - реформы духовного образования (первая - в 1808, последние - в 1869, 1884 и 1910. Был осуществлен первый полный рус. пер. Библии. Выдающийся богослов этой эпохи - митрополит Филарет (Дроздов), авторитет как в вопросах Св. Писания, так и в вероучительных и церковно-практич., известный проповедник. В это время появились относит. самостоят. богословские системы (архиепископа Филарета Гумилевского, митрополита Макария, епископа Сильвестра); были написаны истории Рус. Церкви (митрополита Евгения Болховитинова, А. Горского, архиепископа Филарета Гумилевского, Е. Голубинского); изд. тр. по церковному праву (епископа Иоанна, Соколова, Скворцова); значительно возросло влияние проповедников (архиепископа Иннокентия). Очень сильна была церковно-историч. наука (В.В. Болотов, А.П. Лебедев).
Спор славянофилов и западников во многом способствовал пробуждению в об-ве интереса к православию; все больше представителей светской культуры осознавали себя христ. мыслителями (А.С. Хомяков, Вл. Соловьев, К. Леонтьев и др.); в лит-ре религ.-нравств. проблематика стала важнейшей (Достоевский, Лесков, Л.Толстой); старчество (Оптина пустынь), лучшие представители православной духовности (напр., св. Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов) и вся православная церковная культура оказывали все большее влияние на об-во и, что важно, на интеллигенцию, выходцы из к-рой начали приходить в церковную науку. Ими было творчески усвоено лучшее из рус. и др.-церков. богословского наследия и сказано мн. нового, прежде всего в религ. философии, к-рую невозможно отделить от богословия и без к-рой Б. в России невозможно представить (священник П. Флоренский, Е.Н. Трубецкой, прот. С.Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин и др.). Мн. из представителей первой волны эмиграции из России после окт. 1917 оказали сильное влияние на филос.-богословскую мысль Запада и способствовали появлению православных духовных школ (св. Сергия в Париже и св. Владимира в Нью-Йорке), продолжающих и в наст. время успешно осуществлять православное свидетельство.
Представление о Б. в России можно получить в богословских ж. (выходили до 1918): «Христианское чтение» (осн. 1821), «Православный собеседник» (1855), «Богословский вестник» (1892), «Тр. Киевской духовной академии» (1860), «Православное обозрение» (1860-91); «Вераиразум» (1884), «Странник» (при к-ром в СПб. проф. Лопухиным была начата в 1890 «Православная Богословская энциклопедия») и др. (см. также ж. рус. зарубежья: «Путь», «Новый град», «Вестник русского студенческого христ. движения»). Наиб. обстоят. анализ и историю Б. в России см. у прот. Г. Флоровского в кн. «Пути русского богословия», а также в энциклопедии «Христианство» (Т. 1-3, 1933-95).