БОГОРОДИЦА - почетное
и догматически обоснованное именование Девы Марии как истинной Матери Богочеловека
Иисуса Христа, окончательно утвержденное в 5 в., когда под влиянием христологич.
споров был поставлен конкретный вопрос об участии Св. Девы в деле спасения
человечества. Если для Кирилла Александрийского (412-444), выражавшего
мнение большинства, данный термин был единственно возможным, то константинопольский
патр. Несторий (428-431) употреблял термины «Богоприемница» и «Христородица»,
точнее выражающие, по его мнению, догмат о том, что Христос и в самом зачатии
от Девы был и есть истинный Бог. Еще дальше шел синкелл Нестория Анастасий,
предложивший вульгарный термин «Человекородица» и бросивший вызов столичному
населению своей проповедью в храме Св. Софии против имени «Б.». «Пусть
никто не называет Марию Богородицею, ибо Мария была человек, а от человека
Богу родиться невозможно» (Сократ Схоластик. Церк. история, VII, 32). Эти
слова вызвали смущение среди слушателей и во всем христ. мире. Римский
папа Целестин (Келестин), один из гл. защитников православного учения о
Богоматери, писал Несторию, примирительно указывая на пагубность попыток
исследовать вопросы, превышающие возможности человека: «Откуда пришло тебе
желание направлять свои речи на такие предметы, решение к-рых по началам
разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем оскорбляется
в нем благоговение к рождению Девы?» (Деяния Вселенских Соборов, I, 155).
Учение Нестория («несторианство») осуждено в 431 на III Bс. Соборе. Догматич.
правомочность термина «Б.» сводится в христианском богословии к следующему.
Так как человеческая природа Иисуса Христа, воспринятая от Девы, получила
свое бытие в Ипостаси Логоса (Слова), то «сама Ипостась Слова стала ипостасью
плоти», и так как в самый момент зачатия совершается ее обожение, то Рождающая
должна именоваться в истинном смысле Матерью Бога. Это значит. что «Святая
Дева родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога,
но Бога во плоти, не с небес принесшего тело и прошедшего через Нее, как
через канал, но принявшего от Нее плоть единосущную нам, которая в Нем
Самом получила Ипостась». Поэтому «наименование Богородица содержит всю
историю Божеств. домостроительства в мире» (Иоанн Дамаскин. Точное
изложение правосл. веры. III, 7, 12). См.: Богочеловек, Воплощение, Иисус
Христос, Мария и др.
Лит. /Болотов В.В.
Лекции по истории Др. Церкви. Пг., 1918. Т. 4. С. 175-231; Поснов М. История
Христ. Церкви. Брюссель, 1964. С. 374-397; Булгаков С. Купина неопалимая:
Опыт догматического истолкования нек-рых черт в православном почитании
Богоматери. Париж, 1927 (репринт: Вильнюс, 1991).
Богоматерь Одигитрия.
Икона 15 в.
Богоматерь Великая Панагия.
Икона. Перв. треть 13 в.