РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БОГОРОДИЦА

БОГОРОДИЦА

БОГОРОДИЦА БОГОРОДИЦА - почетное и догматически обоснованное именование Девы Марии как истинной Матери Богочеловека Иисуса Христа, окончательно утвержденное в 5 в., когда под влиянием христологич. споров был поставлен конкретный вопрос об участии Св. Девы в деле спасения человечества. Если для Кирилла Александрийского (412-444), выражавшего мнение большинства, данный термин был единственно возможным, то константинопольский патр. Несторий (428-431) употреблял термины «Богоприемница» и «Христородица», точнее выражающие, по его мнению, догмат о том, что Христос и в самом зачатии от Девы был и есть истинный Бог. Еще дальше шел синкелл Нестория Анастасий, предложивший вульгарный термин «Человекородица» и бросивший вызов столичному населению своей проповедью в храме Св. Софии против имени «Б.». «Пусть никто не называет Марию Богородицею, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно» (Сократ Схоластик. Церк. история, VII, 32). Эти слова вызвали смущение среди слушателей и во всем христ. мире. Римский папа Целестин (Келестин), один из гл. защитников православного учения о Богоматери, писал Несторию, примирительно указывая на пагубность попыток исследовать вопросы, превышающие возможности человека: «Откуда пришло тебе желание направлять свои речи на такие предметы, решение к-рых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем оскорбляется в нем благоговение к рождению Девы?» (Деяния Вселенских Соборов, I, 155). Учение Нестория («несторианство») осуждено в 431 на III Bс. Соборе. Догматич. правомочность термина «Б.» сводится в христианском богословии к следующему. Так как человеческая природа Иисуса Христа, воспринятая от Девы, получила свое бытие в Ипостаси Логоса (Слова), то «сама Ипостась Слова стала ипостасью плоти», и так как в самый момент зачатия совершается ее обожение, то Рождающая должна именоваться в истинном смысле Матерью Бога. Это значит. что «Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с небес принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть единосущную нам, которая в Нем Самом получила Ипостась». Поэтому «наименование Богородица содержит всю историю Божеств. домостроительства в мире» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение правосл. веры. III, 7, 12). См.: Богочеловек, Воплощение, Иисус Христос, Мария и др.

Лит. /Болотов В.В. Лекции по истории Др. Церкви. Пг., 1918. Т. 4. С. 175-231; Поснов М. История Христ. Церкви. Брюссель, 1964. С. 374-397; Булгаков С. Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования нек-рых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927 (репринт: Вильнюс, 1991).

БОГОРОДИЦА

Богоматерь Одигитрия. Икона 15 в.
 
 

БОГОРОДИЦА

Богоматерь Великая Панагия. Икона. Перв. треть 13 в.