РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО БОГОИСКАТЕЛЬСТВО обозначение духовно-нравств. исканий либеральной рос. интеллигенции, составлявших религ.-филос. сторону «русского духовного Ренессанса» кон. 19 - нач. 20 в. Б., с одной стороны, восприняло, претворило и своеобразно продолжало духовные традиции рус. культуры 19 в.: лит-ры (зрелый Пушкин, Гоголь, Достоевский, Л. Толстой), религ. философии и философии истории (славянофилы, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Н.Ф. Федоров), богословия (Бухарев, Несмелов, Тареев). С др. стороны, оно, как и вообще «духовный Ренессанс», было причастно тому культурному подъему и обновлению, к-рый переживала на рубеже веков вся Европа. Непосредств. идейный источник Б. - философия Вл. Соловьева, от осн. положений к-рой (софиология, метафизика всеединства, учение о богочеловечестве, теургия и пр.), так или иначе наследуя их, оспаривая или вовсе отвергая, «отправлялись» все богоискатели. Были богоискатели от лит-ры и эстетики (Вяч. Иванов, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Н.М. Минский) и даже специально от лит. критики (А.Л. Волынский), от политэкономии и социализма (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк), от богословия (В.В. Зеньковский, В.Экземплярский), от естествознания (П.А. Флоренский), от быта и семьи (В.В. Розанов). До разного доходили в Б.: кто - до «христианства Третьего Завета» (петерб. гр. богоискателей), кто - до обновленного внецерк. православия (москвичи), а кто - всего лишь до реформ в лоне правосл. церкви (киевляне), - и, равно провозглашая «новое религиозное сознание», разно понимали его. При всей условности термин Б. фиксирует единственно общее между всеми его адептами: радение о Боге и при этом неудовлетворенность традиц. православием. Тесное единение между богоискателями возникло (за одним исключением - софиологии) не на сходстве собственно филос. воззрений, а определялось либо личными обстоятельствами (группа Мережковского), либо одинаковым отношением к событиям обществ. жизни России («веховцы»). Первый центр Б. - Пб., где 29 нояб. 1901 открылись Религ.-филос. собрания (РФС), на к-рые сходились представители правосл. духовенства (в т.ч. будущий патриарх Сергий) и интеллигенции (в т.ч. художники: А.Н. Бенуа, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.Е. Репин). 5 апр. 1903 РФС были закрыты постановлением Св. Синода. «Кафедрой» петерб. богоискателей стал ж. «Новый путь», формально возглавляемый П.П. Перцовым, а фактич. руководимый Мережковским. В 1904 он привлек к сотрудничеству группу прежних «легальных марксистов», уже успевших в сб. «Проблемы идеализма» (М., 1902) и «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903) заявить о своем участии в религ.-филос. исканиях. Быв. «легальные марксисты» - ядро моск. группы богоискателей, уходя от социализма, склонялись к индивидуализму. В 1909 Бердяев, Булгаков, Струве, Франк участвовали в сб. «Вехи», в предисловии к к-рому говорилось, что общей платформой его авторов «является признание внутр. жизни личности единств. творч. силой человсч. бытия». В 1906 в Москве но инициативе Булгакова учреждено религ.-филос. об-во (РФО) им. Вл. Соловьева. С 1907 заметную роль в нем играл переехавший в Москву Бердяев, в 1908 к об-ву примкнули Флоренский, Франк, Б.Ф. Эрн. В 1907 РФО возникло и в Пб. Там первое положение занимали Мережковский, Философов, А.В. Карташов, Вяч. Иванов; чл. его были все наиб. влиятельные богоискатели, жившие в обеих столицах: Бердяев, Булгаков, Розанов, Струве, Туган-Барановский, Франк, Эрн, Н.О. Лосский. Появились РФО также в Киеве, Тифлисе, Рыбинске, Ярославле, Нижнем Новгороде и др. городах. Самым значит. было киевское об-во (Зеньковский, Экземплярский, А. Закржевский и др.). Киев. богоискатели считали себя принадлежащими к ист. православию и рус. церкви, и их целью было стать «критич. фактором внутри церкви». Весной 1917 предпринята попытка созвать общерос. съезд РФО, не осуществл. из-за разногласий между лидерами об-в. После окт. 1917 РФО прекратили существование. Последним очагом Б. в России стала моск. Вольная академия духовной культуры, созд. в 1918 Бердяевым. Деят-ность Академии прекращена в 1922 высылкой ее руководителей за границу, где она возобновилась уже как Религ.-филос. академия сначала в Берлине, с сент. 1925 - в Париже; в ее рамках издается ж. «Путь» - осн. орган рус. религ. мысли. Б. можно рассматривать как компромисс между мирскими устремлениями интеллигенции и верой - из боязни, что без религии в делах обществ. устройства не устоишь против «грядущего хама» (выражение Мережковского), не убережешь интеллигентских «алтарей и очагов». Поиск наилучших форм соц. устроения, т.е. собирание сокровищ земных и стяжание если не богатства, то удобства, упование на собств. разумение и силы оставались императивом интеллигенции, к-рый она хотела освятить, представить задачей религиозной. Подчеркивая и развивая одни эл-ты христианства в ущерб другим, Б. заменило веру в Богочеловека поклонением богочеловечеству, вместо религии индивид. спасения предлагая культ общего дела (в мире и по-мирски) и на место церкви как земной области «царства не от мира сего» ставя «религиозную общественность», принадлежавшую «Царству кесаря», и стремясь не к духовному преображению каждого человека, а к практич. совместному преобразованию мира.

Лит.: Зап. Петерб. религ.-филос. собрания: (1902-06). СПб., 1906; Зап. С.-Петерб. религ.-филос. об-ва. СПб., 1908-16. Вып. 1-4.