РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БОГ

БОГ

БОГ БОГ (лат. Deus) - в религ. системе понятий верховное сверхъестеств. существо, создавшее мир и управляющее им; высший предмет религ. культа. В ранних религиях представление о Б. заменялось поклонением неодушевл. предметам (фетишизм), верой в духов, демонов (анимизм). С развитием родоплеменных объединений формируется образ племенного Б. - предводителя своего племени, воителя (Ашшур у ассирийцев), с развитием городов-государств - покровителя города (Афина Паллада - богиня Афин). С объединением неск. племен или городов такие «местные» Б. становились общегосударственными; при этом в патеон Б. включались (как правило, на правах подчиненных) и Б. покоренных народов. Религии такого рода наз. язычеством, или политеизмом (многобожием, от греч. «поли» - много, «теос» - Б.), предполагающим власть каждого из Б. над к.-л. частью мирового целого (Б. др.-греч., слав. мифологии, напр., Стрибог, связанный с ветрами, Сварог - с огнем, Перун - Б. княжеской дружины, громовержец; «скотий» Б. Белее и т.п.).

Религ. мировоззрение, исходящее из понимания Б. как абсолютной, совершенной и неограниченной, в отличие от человека, личности, пребывающей вне мира, к-рый он создал и в к-ром он может свободно действовать, является характерным признаком теизма (от греч. «теос» - Б.). Последний следует отличать от деизма (от лат. deus - Б.), согласно к-рому единый Б., сотворивший мир, далее не вмешивается в ход развития «самодвижущейся» природы (и человека в ней), а также пантеизма (от греч. «пан» - все и «теос» - Б.), отождествляющего безличного Б. и природу. Атеизм отвергает существование Б.

У древних евреев Яхве (Ягве, Иегова, Саваоф), первоначально местный Б., с процессом создания Иудейского гос-ва осмыслен как единый Б. - творец и вседержитель, верховное существо иудаизма - первой из всемирно изв. монотеистич. религий (что нашло отражение в Ветхом завете - свящ. книге иудеев и христиан). Этот образ воспринят и трансформирован в христианстве и исламе, причем в христианстве единый Б. имеет 3 лица (ипостаси): Б.-Отец (творец всего сущего), Б.-Сын (логос - по-греч. «слово», «высказывание», «речь», а также «смысл», «понятие»), воплотившийся в человеческом Сыне Б. Иисусе Христе, к-рому посв. Новый завет и в связи с к-рым особое значение в христианстве приобретает культ его Матери - Богородицы, Девы Марии, и Б. - Дух Святой (животворящее начало).

С завершением процесса формирования осн. монотеистич. религий (христианства, буддизма, ислама) создается религ.-филос. учение о Б. - богословие, или теология. Б. становится не только гл. предметом веры и культа, но и понятием идеалистич. философии, выдвигающей разл. доказательства бытия Б. (космологическое - раз существует мир, то должна быть и причина его возникновения; телеологическое - целесообразность природы предполагает разум ее создателя; онтологическое - само представление о Б. предполагает его существование).

В православии Б. - «высочайшее имя, с к-рым соединяются все чистые и светлые упования человечества», в к-ром «бытие находит себе объяснение и оправдание - свою причину и свою цель» (С.С. Глаголев. Бог // Христианство. Энциклопедич. словарь. М., 1995, с. 337), Отец Вселенной, к-рый «произвел ее силою своей всемогущей любви», давшей тварям «наилучший и высочайший дар - свободу, способность самоопределения, в нек-ром смысле способность духовного самосозидания» (там же). Б. есть совершенный разум и безграничная любовь, бесконечное величие и бесконечное благо, и в этом смысле он противопоставлен своему антиподу - Дьяволу. Создав человека по своему образу и подобию, Б. наказал его тяжестью земного существования за совершенный первый акт непослушания Ему (см. Грехопадение). Пришествие в мир Иисуса Христа (мессии -избавителя) есть залог искупления первородного греха; однако сознание собств. виновности (греховности) придает в православии особую нравств., очистит. ценность страданию, покорному несению тягот бытия, самопожертвованию и смирению.

Среди народов России (татар, башкир, народов Дагестана, а также нек-рых народов Урала, Сибири и Д. Востока) распространены также ислам, предполагающий бытие единого абс. Б. - вседержителя Аллаха, и буддизм, назв. по имени Будды («просветленного», «пробужденного») - основателя этой религии инд. принца Судхартхи Гаутамы, реального ист. лица, постепенно приобретшего черты Б. (наряду с к-рым буддизм, как и близкий ему индуизм, включил в свой пантеон и др. богов).