БЛАВАТСКАЯ Ел. Петр. (псевд.
Радда Бай) (1831-91) - путешественница и авантюристка, медиум-духовидец,
автор оккультных соч., прозаик. Основательница Теософского об-ва. Дворянка.
Дочь рано умершей писательницы Е.А. Ган. Провела детство и отрочество в
имении деда в Сарат. губ. и в Тифлисе, в 16 лет после фиктивного брака
освободилась от опеки и отправилась в путешествия по Европе, Сев. Африке,
Малой Азии, Сев. и Южной Америке, Китаю, Индии. С детства была склонна
к мистике. Вскоре после возвращения в 1859 в Россию начала устраивать спиритич.
сеансы. В 1864-72 снова путешествовала по Европе. В дек. 1872 в Одессе
предлагала III Отделению свои услуги в качестве междунар. агента, откровенно
признавая при этом преимущественно мистификаторский характер свох спиритических
сеансов: «Каюсь в том, что три четверти времени духи... отвечали моими
собственными - для успеха планов моих - словами и соображениями. Редко,
очень редко мне не удавалось посредством этой ловушки узнавать от людей...
их надежды, планы и тайны» (см.: Лит. обоз., 1988, 6). III Отделение отклонило
предложение Б. В 1873 она уехала в США, выступала там в печати со статьями
о спиритизме. В 1875 совместно с полковником Г. Олкоттом основывает в Нью-Йорке
Теософское об-во, филиалы к-рого появилсь вскоре в Англии, Индии, на Цейлоне
и в др. странах. В 1878-84 находилась в Индии. В 1884 б. сотрудники Б.,
супруги Коломб, обнародовали ряд писем Б., из к-рых явствовало, что многочисл.
«феномены», с помощью к-рых доказывала реальность не изв. науке сил, были
обманом. Это не остановило роста популярности Б., к-рая вскоре приступила
к изданию нескольких теософских журналов в Лондоне и Париже. Задачи, сформулиров.
Б. для Теософского об-ва, состояли в том, чтобы восстановить утраченное
совр. людьми знание скрытых сил природы, якобы известных в древности, а
также раскрыть изначальное тождество символов разных религий, что должно
привести к созданию «универсальной религии». Б. враждебно относилась к
христианству, отрицала личного Бога - Творца и Промыслителя, на Его месте
у нее - безличный космич. разум с целым сонмом бесконечных иерархий сил,
занимающихся грандиозным стр-вом Вселенной. Осн. соч. Б. «Тайная доктрина»
(1888-1897, на рус. яз. перевела Е.И. Рерих в 1937) снабжено схемой космогонич.
и антропогонич. процессов с многоступенчатой иерархией «планов», или уровней,
«кругов», эволюции универсума; здесь же представлено учение о семи расах,
последовательно сменявших друг друга, о трех телах человека: физическом,
астральном и ментальном - и др. Б. утверждала, что излагает учение «махатм»
- великих вост. учителей, инспирирующих духовную эволюцию человека; контакт
с «махатмами» у Б. (как позже у ее последовательницы Е.И. Рерих) осуществлялся
в медиумическом трансе. Учение Б., в нек-рой мере основанное, вероятно,
на каком-то опыте интроспекции, представляло собой в то же время смесь
идей, заимствованных из буддизма, индуизма, гностицизма, но гл. обр. почерпнутых
из лит-ры франц. оккультизма. Популярность учения Б. в Европе объяснима
тем, что оно предлагало своего рода религию, приспособл. к мышлению людей
19 века, пронизанному рационализмом и позитивизмом; в Индии оно отвечало
исканиям здешних религ. реформаторов, стремившихся связать ценности индуизма
с ценностями других мировых религий.
Соч.: Дурбар в Лахоре.
Из дневника русской // Рус. вестник, 1881, 5-7; Из пещер и дебрей Индостана.
Письма на родину. Там же, 1883, 1-4; 1885, 11; 1886, 2, 3, 8; отд. изд.
- СПб., 1912; Загадочные племена. Три месяца на «Голубых горах» Мадраса.
Там же, 1884,12; 1885, 1-4, отд изд.: СПб., 1893; Тайная доктрина. Тт.
1-2. Рига, 1937; Голос безмолвия. Калуга, 1908, 1912.
Лит.: Вс.С.Соловьев.
Совр. жрица Изиды. Мое знакомство с Блаватской и «теософическим обществом».
М., 1994.