РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЛАВАТСКАЯ Ел. Петр.

БЛАВАТСКАЯ Ел. Петр.

БЛАВАТСКАЯ Ел. Петр. БЛАВАТСКАЯ Ел. Петр. (псевд. Радда Бай) (1831-91) - путешественница и авантюристка, медиум-духовидец, автор оккультных соч., прозаик. Основательница Теософского об-ва. Дворянка. Дочь рано умершей писательницы Е.А. Ган. Провела детство и отрочество в имении деда в Сарат. губ. и в Тифлисе, в 16 лет после фиктивного брака освободилась от опеки и отправилась в путешествия по Европе, Сев. Африке, Малой Азии, Сев. и Южной Америке, Китаю, Индии. С детства была склонна к мистике. Вскоре после возвращения в 1859 в Россию начала устраивать спиритич. сеансы. В 1864-72 снова путешествовала по Европе. В дек. 1872 в Одессе предлагала III Отделению свои услуги в качестве междунар. агента, откровенно признавая при этом преимущественно мистификаторский характер свох спиритических сеансов: «Каюсь в том, что три четверти времени духи... отвечали моими собственными - для успеха планов моих - словами и соображениями. Редко, очень редко мне не удавалось посредством этой ловушки узнавать от людей... их надежды, планы и тайны» (см.: Лит. обоз., 1988, 6). III Отделение отклонило предложение Б. В 1873 она уехала в США, выступала там в печати со статьями о спиритизме. В 1875 совместно с полковником Г. Олкоттом основывает в Нью-Йорке Теософское об-во, филиалы к-рого появилсь вскоре в Англии, Индии, на Цейлоне и в др. странах. В 1878-84 находилась в Индии. В 1884 б. сотрудники Б., супруги Коломб, обнародовали ряд писем Б., из к-рых явствовало, что многочисл. «феномены», с помощью к-рых доказывала реальность не изв. науке сил, были обманом. Это не остановило роста популярности Б., к-рая вскоре приступила к изданию нескольких теософских журналов в Лондоне и Париже. Задачи, сформулиров. Б. для Теософского об-ва, состояли в том, чтобы восстановить утраченное совр. людьми знание скрытых сил природы, якобы известных в древности, а также раскрыть изначальное тождество символов разных религий, что должно привести к созданию «универсальной религии». Б. враждебно относилась к христианству, отрицала личного Бога - Творца и Промыслителя, на Его месте у нее - безличный космич. разум с целым сонмом бесконечных иерархий сил, занимающихся грандиозным стр-вом Вселенной. Осн. соч. Б. «Тайная доктрина» (1888-1897, на рус. яз. перевела Е.И. Рерих в 1937) снабжено схемой космогонич. и антропогонич. процессов с многоступенчатой иерархией «планов», или уровней, «кругов», эволюции универсума; здесь же представлено учение о семи расах, последовательно сменявших друг друга, о трех телах человека: физическом, астральном и ментальном - и др. Б. утверждала, что излагает учение «махатм» - великих вост. учителей, инспирирующих духовную эволюцию человека; контакт с «махатмами» у Б. (как позже у ее последовательницы Е.И. Рерих) осуществлялся в медиумическом трансе. Учение Б., в нек-рой мере основанное, вероятно, на каком-то опыте интроспекции, представляло собой в то же время смесь идей, заимствованных из буддизма, индуизма, гностицизма, но гл. обр. почерпнутых из лит-ры франц. оккультизма. Популярность учения Б. в Европе объяснима тем, что оно предлагало своего рода религию, приспособл. к мышлению людей 19 века, пронизанному рационализмом и позитивизмом; в Индии оно отвечало исканиям здешних религ. реформаторов, стремившихся связать ценности индуизма с ценностями других мировых религий.

Соч.: Дурбар в Лахоре. Из дневника русской // Рус. вестник, 1881, 5-7; Из пещер и дебрей Индостана. Письма на родину. Там же, 1883, 1-4; 1885, 11; 1886, 2, 3, 8; отд. изд. - СПб., 1912; Загадочные племена. Три месяца на «Голубых горах» Мадраса. Там же, 1884,12; 1885, 1-4, отд изд.: СПб., 1893; Тайная доктрина. Тт. 1-2. Рига, 1937; Голос безмолвия. Калуга, 1908, 1912.

Лит.: Вс.С. Соловьев. Совр. жрица Изиды. Мое знакомство с Блаватской и «теософическим обществом». М., 1994.

БЛАВАТСКАЯ Ел. Петр.

Е.П. Блаватская