БЛАГОВЕСТ - один из
видов церк. колокольного звона - в противоположность «перезвону» (поочередный
звон в неск. колоколов, иначе «перебор») и «трезвону» (собств. «три-звон»,
т.е. звон в неск. колоколов в три приема). Под Б. понимается звон в один
колокол, к-рым христиане извещаются о начале богослужения; Б., кроме того,
отмечается важнейшая часть литургии (обедни) начиная от слов хора «Достойно
и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Св. Духу...» (во время к-рых
священник приступает к чтению молитвы анафоры): «К божеств. службам благовестити,
и сперва в один колокол, по благовесте же и в подобное время звоните в
рядовые дни в два колокола, а в воскресные дни и в Господские праздники
и нарочитых святых благовестити и звонити по уставу» (грамота Новгородского
митрополита Корнилия, 1692 г., опубл. в кн.: «Акты исторические», т. 5,
№ 213). Хотя самого слова «Б.» в церк. Уставе нет - его заменяют термины
«бить», «клепать», «знаменать», «ударять», напоминающие о давних временах,
когда колокола еще не были в употреблении и звон производился в др. предметы),
оно вошло в богослужебный обиход, соответствуя чувствам верующих, для к-рых
зов церкви - радостная, благая весть: «Возрадовался я, когда сказали мне:
пойдем в дом Господень» (Пс. 121.1). Б. именуется звон и в покаянные великопостные
дни («постный Б.»), и в случае извещения им о траурных событиях и обстоятельствах:
«И назавтрее весь день и до погребения царьского благовест был в большой
колокол» (Зап. приказ, людей, 449. 17 в.). В один колокол также «били»
тревогу (набат), набатом же (частым звоном) население извещалось о начавшемся
в пределах церковного прихода пожаре. Во время вьюг, метелей и туманов
в сельских местностях производился охранительный звон, днем и ночью, пока
длилось ненастье. В отличие от набата и церк. Б., в этих случаях звонили
с нек-рыми промежутками.
Лит.: Никольский К.
Пособие к изучению устава богослужения Православной церкви, 7-е изд. СПб.,
1907 (репринт. изд: М., 1995). С. 29-42.