РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о лицах, лишенных вследствие к.-л. причин средств к существованию и неспособных добывать их своими силами, в принципе свойственна в той или иной мере любому человеч. обществу на любой фазе его эволюции. Поэтому традиции Б. в России (как, впрочем, и в др. странах) своими корнями уходят в глубокую древность. Уже на ранних этапах развития отеч. государственности - в эпоху Киевской Руси и в удельный период - помощь нуждающимся являлась неотъемлемой составной частью жизни тогдашнего об-ва. Прогрессировавшее соц. расслоение, внеш. войны и княж. усобицы, стихийные бедствия - все эти факторы, негативно сказывавшиеся на положении широких нар. масс, с одной стороны, открывали простор для благотворит. деятельности, а с др. - обусловливали острую необходимость в ней во имя поддержания обществ. стабильности. Важную роль в этом плане сыграло Крещение Руси (988). Христ. вероучение, призывающее любить ближнего как самого себя, считало Б. одной из непрем. обязанностей истинного христианина. Особая роль в развитии Б., естественно, отводилась соц. верхам, прежде всего князьям. Забота о нуждающихся, нищелюбие считались непрем. признаками «хорошего кн.». Сами кн. также рассматривали Б. как одну из своих важнейших функций. Уже киевский кн. Владимир I Святославович, принявший христ-во, кормил у себя на княж. дворе «нищих и убогих», причем для больных, неспособных прийти на княж. двор, посылал повозки, нагруж. съестными припасами, а также раздавал нуждающимся деньги из своей казны. В ряду др. князей, прославившихся, в частности, заботой о бедных, летописи наз. Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Всеволода Большое Гнездо, Александра Невского и мн. др.

Утверждение христ-ва на Руси привело к развитию церк. Б., к появлению «нищелюбцев» из среды духовенства (иноки Киево-Печерского мон. Антоний и Феодосии, еп. переяславский Ефрем, преп. Антоний Римлянин, еп. ростовский Пахомий и др.), к-рые действовали или от себя лично, или - гл. обр. - в качестве предст. тех или иных мон. Существ. роль в орг-ции обществ. помощи нуждающимся играли церк. братства, братчины и особенно приходские общины. При них создавались спец. благотворит, заведения для бедных (кельи для нищих, «убогие дома», «божьи дома», «скудельницы»). Широкое распространение имела и личная Б., исходившая от частных лиц. После завершения процесса объединения рус. земель вокруг Москвы в стране начала складываться система гос. помощи нуждающимся. Соотв. идеи впервые были сформулированы Стоглавым собором (1551), к-рый просил правившего тогда Ивана IV Грозного, чтобы он велел «всех прокаженных и престарелых описати по всем градам» и «устроить богадельни», поместив туда «не могших нигде же главы подклонити». Впоследствии, в 17 в., система гос. помощи бедным продолжала развиваться. Предметом особых забот пр-ва, особенно в условиях бурных катаклизмов, потрясших Россию в нач. 17 в. («Смутное время»), становится прод. и врачебно-сан. дело. В законодательстве появляются спец. нормы, определяющие категории нуждающихся, виды помощи им. Помимо прочего, эти нормы предусматривали и репрессии в отношении порочных нищих, т.е. людей вполне здоровых, но уклоняющихся от труда.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Больница для бедных ( Мариинская) на Литейной ул. в СПб. 1820-е гг.

Важным этапом в развитии Б. в России явилось время петровских преобразований. Считая, что существовавшая в стране система помощи нуждающимся оказывает развращающее влияние на население и только плодит нищенство, поскольку не предусматривает выяснения реальной потребности тех или иных лиц в обществ. поддержке, Петр I одним из указов запретил подачу милостыни ряду категорий проф. нищих. Вместе с тем в 1712 Петр I предписал создавать во всех губ. богадельни «для самых увечных» и «зело престарелых людей». Делом помощи нуждающимся вообще и в первую очередь - отставным воинским чинам должны были заниматься монастыри. При Петре I появился ряд указов, к-рые регламентировали деятельность мон. в сфере Б. Особое внимание уделялось помощи детям, прежде всего сиротам. Энергично насаждавшаяся Петром I система гос. Б. получила дальнейшее развитие при его преемниках, особенно в период пребывания на троне Екатерины П. В духе постоянно демонстрировавшейся царской заботы о благополучии подданных в Москве, а затем и в Петербурге были открыты воспитат. дома для незаконнорожденных. Инициатор этой меры И.И. Бецкой рассчитывал создать из питомцев этих учреждений «нового рода людей», гуманных и просвещенных граждан. Впрочем, в матер. отношении воспитат. дома были обеспечены плохо. В результате смертность в них оказалась весьма высокой. В частности, в 1764 из 523 принятых детей умерло 424. В результате проведенной Екатериной II в 1775 реформы местной администрации в губ. возникли спец. органы, ведавшие Б., - приказы обществ. призрения. В их обязанности входило «попечение и надзирание» за нар. школами, сиротскими домами, больницами, богадельнями и т.п. Каждому приказу для выполнения этих функций, помимо спец. средств, выделялось единоврем. 15 000 руб. с правом для увеличения получ. суммы давать деньги в долг под залог находившихся в данной губ. имений.

Сложное и противоречивое, изобиловавшее глубокими конфликтами внутриполит. развитие России в 19 - нач. 20 в. делало проблемы Б. особенно актуальными для правящих кругов. Отмена крепостного права (1861) поставила перед властью и об-вом в этом плане серьезные проблемы, поскольку теперь миллионы крестьян, получавших свободу, уже не могли, как прежде, рассчитывать в случае нужды на какую бы то ни было помощь со стороны помещиков. Одним из важнейших элементов системы гос. Б. в России 19 - нач. 20 в. явилось IV отделение собств. Е.И.В. канц., образованное в 1828 на базе канц. имп. Марии Федоровны (в 1880 оно было переим. в собств. Е.И.В. канц. по учреждениям имп. Марии). Этот орган занимал исключительное положение в ряду благотворит. учреждений России как по числу состоявших в его ведении орг-ции, так и по размерам выделенных ему средств. В сфере компетенции IV отделения оказались уч. заведения (преим. жен.), воспитат. дома, дет. приюты, дома призрения для престарелых, больницы и т.п. IV отделение курировало 365 разл. заведений, в к-рых обучалось 9534 чел., а лечилось - 37 069 чсл. В ведомстве учреждений имп. Марии состояло уже 803 заведения. Среди них было 2 высш., 75 ср. и 63 низш. уч. заведения (более 30 000 уч-ся), 55 домов призрения для престарелых и инвалидов, 47 больниц и лечебниц (в 1904 в них было зарегистрировано 986 000 амбулаторных посещений), 30 разл. благотворит. об-в (Санкт-Петерб. жен. патриотич. об-во, имеющее целью призрение и обучение наукам и ремеслам бедных детей жен. пола, Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя и т.п.), 329 приютов (в 1904 в них находилось более 23 000 детей), воспитат. дома в Москве и Петербурге (в 1904 в этих домах было ок. 60 000 воспитанников). Общая сумма капиталов Ведомства имп. Марии исчислялась к 1 янв. 1905 в 128 000 000 руб., а ежегод. расход - 23 000 000 руб.

Др. важным звеном системы гос. Б. в России 19 - нач. 20 в. являлось Имп. человеколюбивое об-во, созд. в 1814 (фактически - в 1802). Об-во занималось орг-цией домов призрения для престарелых, инвалидов, сирот и детей бедных родителей, а также разл. заведений уч.-воспитат. характера. К 1905 оно патронировало 255 таких заведений. Капитал об-ва (его деятельность финансировалась монархами из личных средств, частными лицами и пр.) составлял ок. 8 000 000 руб., а ежегод. расход - ок. 3 000 000 руб. Большую роль в системе гос. призрения играли также Рос. Об-во Кр. Креста, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах (с 1906 - Попечительство о трудовой помощи). Значит. кол-во благотворит, заведений состояло при разл. мин-вах. Мин-ву внутр. дел в 1902 было подведомственно 6616 таких заведений, Мин-ву нар. просвещения - 439, Воен. Мин-ву - 138. Либеральные преобразования 60-70-х гг. 19 в. создали условия для активного участия в деле помощи нуждающимся обществ. сети в лице органов местного самоуправления - земских и гор. учреждений, к к-рым перешли, в частности, функции приказов обществ. призрения. Скованные жесткими бюрократич. рогатками земства тем не менее уделяли большое внимание вопросам развития нар. образования и здравоохранения. Они оказывали также помощь пострадавшим от стихийных бедствий, выдавали пособия семьям призываемых в армию, отпускали средства на содержание стипендиатов в ср. и высш. уч. заведениях, устраивали дет. приюты и т.п. Только в 1900 на благотворит. нужды, не считая расходов на здравоохранение, земствами было потрачено более 3 500 000 руб. Сходную с земствами роль в деле Б. играли и органы гор. самоуправления. В 1894 ими было израсходовано на соотв. потребности более 7 000 000 руб. Оказывать помощь нуждающимся должны были также разл. сословные орг-ции. Так, призрение неимущих и неспособных к труду крестьян являлось мирской повинностью ссл. об-в. Следует отметить, что большой вклад в развитие в целом Б. в России вносила личная инициатива мн. предст. имущих слоев нас. Наиб. активное участие в развитии частной Б. принимало купечество. Особ. щедростью в выделении средств в помощь нуждающимся отличалось моск. купечество. Так, в 1827-32 при помощи пожертвований поч. граждан Усачевых было создано Усачево-Чернявское жен. уч-ще, в 1829 на средства купцов Набилкиных - Набилковский богадельный дом. Расцвет моск. купеч. Б. приходится на последнюю четв. 19 - нач. 20 в. В этот период ежегод. пожертвования, использовавшиеся для финансирования разл. леч. заведений, богаделен, школ и др., составляли от 1 до 4 млрд. руб. В частности, огромные суммы денег на соотв. цели жертвовались такими видными деятелями рос. торг.-пром. мира, как В.А. Бахрушин с бр., к-рые пожертвовали Москве 500 тыс. руб. на устройство больниц для хронич. больных на Сокольничьем поле; Викула Морозов в 1898 выделил 400 тыс. руб. на орг-цию дет. больницы; В.А. Алексеева завещала 250 тыс. руб. на сооружение бесплатной глазной больницы, к-рая начала работу в 1900. Широкое участие предст. набиравшей силу рус. буржуазии в орг-ции помощи нуждающимся отражало в какой-то мере, по-видимому, их стремление примирить свою повседневную предпринимат. деятельность с традиц. правосл.-этич. нормами, отнюдь не поощрявшими стремление к обогащению.

Происшедшее при Петре I превращение Правосл. Церк. в составную часть гос. аппарата негативно сказалось на благотворит. деятельности духовенства. К нач. 19 в. участие церк. орг-ции в решении вопросов такого рода значительно уменьшилось. Ситуация неск. изменилась в 60-е гг. 19 в. В 1864 при правосл. церквах стали создаваться приходские попечительства, в задачи к-рых входила, помимо прочего, забота об устройстве приходских школ, больниц, богаделен, приютов и вообще помощь нуждающимся. Деятельность попечительства должна была финансироваться преим. за счет добровольных пожертвований. Однако приходские попечительства не смогли эффективно выполнять возложенные на них обязанности. Сам процесс создания попечительств шел весьма медленными темпами. Так, к 1902 в России имелось 37 465 приходских церквей; попечительства же существовали, причем только на бумаге, лишь при 19 450 церквах. Расходы попечительства на благотворит, цели в том же году составили 436 000 руб. В целом к нач. 20 в. в России были достигнуты заметные результаты в деле оказания помощи нуждающимся. Число благотворит. заведений быстро росло, особ. начиная с 60-х гг. 19 в. К 1902 в Рос. империи действовало более 19 000 таких учреждений. В совр. России происходит постеп. возрождение традиций ин-тов Б.

Лит.: Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900. Т. 1-3; Всероссийское общество Красного креста: Ист. обзор деятельности. СПб., 1902; Благотворительность в России. СПб., 1907. Т. 1-2; Очерк деятельности Совета Императорского человеколюбивого общества за сто лет, 1816-1916. Пг., 1916.