БИЦИЛЛИ Петр Мих. (1879-1953)
- историк, филолог. Окончил (1904) ист.-филол. ф-т Новороссийского ун-та
(Одесса), в 1917-20 - проф. Новороссийского ун-та, в 1920-24 - доц. ун-та
в г. Скопле (Македония). С 1924 - зав. каф. всеобщей истории в Софийском
ун-те. Свою науч. деятельность Б. начал с изучения др.-греч. и рим, истории
(наиб. интерес в этой обл. представляет монография «Падение Римской империи,
1919), но осн. сферой его интересов как историка становится европ. средневековье
и Возрождение (магистр. дис. «Салимбене. Очерки итальянской жизни 13 в.»,
1916; «Эл-ты средневековой культуры», 1919, «Место Ренессанса в истории
культуры», 1933). В этих работах сформировался характерный для Б. подход
к изучаемому материалу - сочетание строгого ист. метода с широтой культорологич.
осмысления. В центре внимания Б. - изучение ист. и соц. психологии средневековья
и Возрождения, анализ восприятия ср.-век. человеком пространства и времени
(последний получил продуктивное развитие в тр. совр. медиевистов, в частности,
Ж. Ле Гоффа и А.Я. Гуриевича). С момента эмиграции (1920) можно обозначить
новый этап в науч. деятельности Б. Это отказ от активных занятий медиевистикой
и нач. периода иссл. по культурологии, филологии и историософии (в этой
обл. ключевое положение занимает монография «Очерки теории ист. науки»,
1925, в к-рой раскрывается специфика понимания истории от антич. до 19
в.). Такая перемена науч. ориентации во мн. объясняется обстоятельствами
биогр. характера: университетской вакансии в к.-л. из ведущих центров рус.
эмиграции (Париже, Берлине или Праге) Б. найти не мог; а в Болгарии, куда
он вынужден был переехать, отсутствовала необходимость в его проф. знаниях
историка-медиевиста. Интерес Б. к проблеме культурологии совпал с общей
направленностью гуманитарного знания в Европе 20-х (в 1920-23 О. Шпенглер
публикует свою кн. «Закат Европы»; в 1921 выходит и первый сб. евразийцев
«Исход к Востоку»). Первонач. Б. примыкает к евразийскому движению, о чем
свидетельствует его работа «"Восток" и "Запад" в истории старого света»,
1922; но уже к кон. 20-х он выступает с критикой евразийства («Два лика
евразийства», 1927) и отходит от него. Параллельно с этим Б. разрабатывает
в своих иссл. и приемы рус. филологии. Его взгляды на природу яз. и лит-ру
сложились под воздействием филос. и эстетич. идей Б. Кроче и К. Фосслера.
Разделяя в целом убеждение последнего в том, что яз. представляет собой
зеркало, в к-ром отражается культура, Б. возражал против абсолютизации
лингв. материалов при изучении культуры. Этим вопросам посв. его ст. «Яз.
и народность», 1930; «К вопросу о характере яз. и лит. развития в новое
время», 1936, и др. Кроме этого, Б. публикует ряд работ о поэтич. яз. Пушкина,
Лермонтова, Белого, а также о поэтике Гоголя и Достоевского. Не прекращается
и деятельность Б. - лит. критика. После 1944 обширная науч. и преподават.
деятельность Б. практически сворачивается. Страна «победившей нар. демократии»
больше не нуждается в услугах ученого. В 1948 Б. был уволен из Софийского
ун-та (в к-ром прочитал б. 70 лекц. курсов) без права на пенсию, а с 1949
прерываются все его публ. Творч. наследие Б. огромно: это 20 монографий
и св. 150 ст. на темы истории, филологии, ист. культуры.
Соч.: Избранное: Историко-культурологические
работы. София, 1933. Эл-ты средневековой культуры. СПб., 1995; Место Ренессанса
в истории культуры. СПб., 1996; Избр. труды по филологии. М., 1996.