РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БИЦИЛЛИ Петр Мих.

БИЦИЛЛИ Петр Мих.

БИЦИЛЛИ Петр Мих. БИЦИЛЛИ Петр Мих. (1879-1953) - историк, филолог. Окончил (1904) ист.-филол. ф-т Новороссийского ун-та (Одесса), в 1917-20 - проф. Новороссийского ун-та, в 1920-24 - доц. ун-та в г. Скопле (Македония). С 1924 - зав. каф. всеобщей истории в Софийском ун-те. Свою науч. деятельность Б. начал с изучения др.-греч. и рим, истории (наиб. интерес в этой обл. представляет монография «Падение Римской империи, 1919), но осн. сферой его интересов как историка становится европ. средневековье и Возрождение (магистр. дис. «Салимбене. Очерки итальянской жизни 13 в.», 1916; «Эл-ты средневековой культуры», 1919, «Место Ренессанса в истории культуры», 1933). В этих работах сформировался характерный для Б. подход к изучаемому материалу - сочетание строгого ист. метода с широтой культорологич. осмысления. В центре внимания Б. - изучение ист. и соц. психологии средневековья и Возрождения, анализ восприятия ср.-век. человеком пространства и времени (последний получил продуктивное развитие в тр. совр. медиевистов, в частности, Ж. Ле Гоффа и А.Я. Гуриевича). С момента эмиграции (1920) можно обозначить новый этап в науч. деятельности Б. Это отказ от активных занятий медиевистикой и нач. периода иссл. по культурологии, филологии и историософии (в этой обл. ключевое положение занимает монография «Очерки теории ист. науки», 1925, в к-рой раскрывается специфика понимания истории от антич. до 19 в.). Такая перемена науч. ориентации во мн. объясняется обстоятельствами биогр. характера: университетской вакансии в к.-л. из ведущих центров рус. эмиграции (Париже, Берлине или Праге) Б. найти не мог; а в Болгарии, куда он вынужден был переехать, отсутствовала необходимость в его проф. знаниях историка-медиевиста. Интерес Б. к проблеме культурологии совпал с общей направленностью гуманитарного знания в Европе 20-х (в 1920-23 О. Шпенглер публикует свою кн. «Закат Европы»; в 1921 выходит и первый сб. евразийцев «Исход к Востоку»). Первонач. Б. примыкает к евразийскому движению, о чем свидетельствует его работа «"Восток" и "Запад" в истории старого света», 1922; но уже к кон. 20-х он выступает с критикой евразийства («Два лика евразийства», 1927) и отходит от него. Параллельно с этим Б. разрабатывает в своих иссл. и приемы рус. филологии. Его взгляды на природу яз. и лит-ру сложились под воздействием филос. и эстетич. идей Б. Кроче и К. Фосслера. Разделяя в целом убеждение последнего в том, что яз. представляет собой зеркало, в к-ром отражается культура, Б. возражал против абсолютизации лингв. материалов при изучении культуры. Этим вопросам посв. его ст. «Яз. и народность», 1930; «К вопросу о характере яз. и лит. развития в новое время», 1936, и др. Кроме этого, Б. публикует ряд работ о поэтич. яз. Пушкина, Лермонтова, Белого, а также о поэтике Гоголя и Достоевского. Не прекращается и деятельность Б. - лит. критика. После 1944 обширная науч. и преподават. деятельность Б. практически сворачивается. Страна «победившей нар. демократии» больше не нуждается в услугах ученого. В 1948 Б. был уволен из Софийского ун-та (в к-ром прочитал б. 70 лекц. курсов) без права на пенсию, а с 1949 прерываются все его публ. Творч. наследие Б. огромно: это 20 монографий и св. 150 ст. на темы истории, филологии, ист. культуры.

Соч.: Избранное: Историко-культурологические работы. София, 1933. Эл-ты средневековой культуры. СПб., 1995; Место Ренессанса в истории культуры. СПб., 1996; Избр. труды по филологии. М., 1996.