БЕСЫ (общеслав. слово;
старослав. ед., укр. 6ic, болг. бяс и т.д., восходящее к
индоевроп. bho-dho-s - «вызывающий страх, ужас», того же корня, что и слово
«бояться») - в др.-слав. религ.-мифологич. представлениях - злые
духи. Из языческой терминологии слово «Б.» перешло в христианскую традицию
для пер. греч. слова (демоны), к-рое (особенно в др. период) не обязательно
соединялось с отрицат. значением. Так, у Гомера и Гесиода демоны - существа,
занимающие среднее между богами и людьми положение; у Платона этим словом
обозначаются и души умерших добрых людей (гении). Сократ постоянно ссылался
на своего личного даймана, повелевающего говорить только правду (роль ангела-хранителя
в христианстве). В Септуагинте термин употребляется для указания на чужих,
языческих богов (Втор. 32.17) или на некую пагубу, «заразу» («зараза, опустошающая
в полдень», - слав. «бес полуденный», - Пс. 90.6). Для Иосифа Флавия демоны
- «духи злых людей» (Иудейская война, VII, 6, 3). В Новом Завете слово
употребляется неск. раз в общем значении языч. богов или идолов (Деян.
17.18; 1 Кор. 10.21), но обычно указывает на злых духов - «диаволов», к-рые,
хотя и «веруют и трепещут» (Иак. 2.19), признают Иисуса Христа Сыном Божиим
(Мф. 8.29), но остаются бесповоротно слугами своего князя Вельзевула, или
Сатаны (Мф. 12.24). Поэтому и в христ. богословии они являются духами зла,
непримиримыми антагонистами Св. Троицы и ангелов, «врагами невидимыми»
рода человеческого. Здесь нет дуализма (как в иран. мифологии), ибо зло,
живущее в бесах, - не изнач. качество их природы, а следствие ложного выбора
их свободной воли. Б. и сам Диавол - не порождение «теневой» (параллельной
благому Богу) стороны бытия, но Его творения, неверные слуги. Некогда бывшие
ангелами, они не сохранили «своего достоинства» (Иуд. 1.6) и в акте гордыни
и самопревозношения (направленного на достижение полной автономности бытия,
- мотив, внуш. затем змеем Адаму и Еве) отпали от Бога и стали «ангелами
Сатаны» (Апок. 12.9), «ангелами бездны». (В церк.-слав. нар. обиходе для
отличия от ангелов добрых Б. называют аггелами, что соответствует орфографии,
но не произношению, греч. - «ангел»). От своего «ангельского прошлого»
Б. сохранили определ. способность сверхчеловеч. знания и могущества, поставленную
на службу злу. Но они не могут проникнуть в глубины духа людей праведных
и волевых. Деятельность Б. как искусителей направлена на всех людей, но
особенно на монахов и всех тех, кто ведет с ними сознательную и явную «брань»
(см. Жизнеописание св. Антония и ром. Г.Флобера «Искушение святого Антония»).
Они разделяют с ангелами способность быть невидимыми и являться по собств.
произволу в разл. образах, вплоть до образа светлого ангела и даже Иисуса
Христа. Обычный образ Б. в иконографии совмещает в себе антропоморфные
и териоморфные (звероподобные) черты, приближаясь в этом к языч. образу
сатаны или фавна: он темен, рогат, хвостат, ноги оканчиваются копытцами,
при этом сохраняются крылья (в воспоминание изначальной ангельской природы),
но - как у летучей мыши, еще одного «нечистого» животного. Одна из осн.
функций бесов - мучение грешников в аду (особенно - «Божественная комедия»
Данте и разл. апокрифич. повествования). В рус. лит-ре метафорич. воплощение
«мелкого», развращающего, «завистливого» и мстительного зла («Бесы» Ф.М.
Достоевского, «Мелкий бес», Ф.К. Сологуба, образ черта-«ферта» в нов. Л.М.
Леонова «Конец мелкого человека» и др.).
Лит.: Дурново Н.Н.
Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной рус. лит-ре //
В сб.: Древности. Труды Славянской комиссии Императ. Моск. археологич.
об-ва. Т. 4. Вып. 1. М., 1907. С. 54-152; Спасский А. Вера в демонов в
Др. Церкви и борьба с ними // Богосл. вестник. 1907. Т. 2. С. 357-391;
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.